Обоснование педагогической системы формирования социального здоровья учащихся общеобразовательных школ

Педагогика » Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся в условиях современной общеобразовательной школы » Обоснование педагогической системы формирования социального здоровья учащихся общеобразовательных школ

Страница 1

Системный подход как направление методологии научного познания и социальной практики прочно занял свое место в исследовательской и организационно-практической, проектировочной деятельности. В его основе лежит рассмотрение объектов как систем, которое ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Как известно, наиболее широкое применение он находит при изучении сложных развивающихся объектов - многоуровневых, иерархических, как правило, самоорганизующихся биологических, психологических, социальных и других систем. Особенно большое значение он приобретает при исследовании искусственных, то есть возникших при участии человека, систем, в которых важное место принадлежит самой деятельности человека, а также при создании таких систем.

Опираясь на работы таких ученых, как В.Г. Афанасьев, Буева И.В., Блауберг, М.С. Каган, Э.Г. Юдин и др., в которых представлены основные положения общей теории систем и системного анализа, мы определили положения, наиболее значимые для обоснования педагогической системы формирования социального здоровья учащихся.

Традиционно под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, которая проявляется во внутреннем единстве, взаимообусловленности всех элементов и относительной автономности, независимости от окружающей среды .

В философии (с точки зрения системно-мыследеятельностной методологии), рассмотреть какой-либо объект в виде системы — значит представить его в четырех категориальных слоях: 1) процессов; 2) функциональной структуры; 3) организованностей материала; 4) морфологии. Затем слой морфологии может быть снова разложен по слоям процессов, структур и организованностей до тех пор, пока не будет получено представление объекта необходимого уровня конкретности .

Система подчиняется принципам целостности и структурности. Принцип целостности: по отношению к внешней среде система работает как единое целое; каждый элемент внутри системы считается неделимым. Принцип структурности: элементы находятся в некоторых отношениях и между ними есть устойчивая связь. Совокупность этих связей, обеспечивающих целостность системы, называется структурной.

Структура системы - строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между элементами, а также законов данных взаимосвязей. Наличие структуры обеспечивает возможность описания системы через описание ее структурных компонентов.

Кроме того, важнейшими характеристиками, позволяющими рассматривать совокупность каких-либо элементов как систему, являются:

- наличие у этих элементов новых интегративных качеств, которые не присущи им вне системы, поскольку порождаются взаимодействием всех элементов в системе;

- иерархичность, многоуровневость строения, когда каждый компонент системы, в свою очередь, может рассматриваться как система, а сама система является компонентом другой системы более высокого порядка;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Понятие «контекст» и «контекстное обучение» как смыслообразующие категории
Для определения понятия «контекстное обучение» рассмотрим вначале значения термина «контекст». Согласно «Новейшему философскому словарю», контекст (лат. contextus - соединение, тесная связь) представляет собой квазитекстовый феномен, порождаемый эффектом сист ...

Мотивация достижений
В первой половине XX столетия в зарубежной психологии господствовали психоналатические взгляды относительно мотивации достижения, согласно которым основные мотивы человека формируются в раннем детстве. Например, мотивация достижения (выражающаяся в стремлении ...

Разделы