Понятие и сущность игры

Страница 2

Человек – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Известны факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки.

Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.

Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта:

1)общение ребенка с взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру;

2)чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода.

Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.

Воспитание должно помогать человеку осознавать социальные ситуации, давать внутренние силы для преодоления социальных трудностей. Критические состояния изначально присущи человеческой жизни, их нельзя и не нужно избегать. Воспитание должно помогать человеку, научить его умению распоряжаться временем, научить его планировать и использовать.

Основоположник научной педагогики в России К.Д.Ушинский первый поставил вопрос целостности формирования личности в процессе обучения и воспитания; подчеркивал большую роль в этом процессе «непреднамеренных воспитателей» - природы, семьи, школы, общества, народа, его религии и его языка, словом природы и истории в обширнейшем смысле этих понятий.

Американский психолог Т. Парсонс предложил термин «социализация» для обозначения того процесса, который проходит человек на протяжении всей жизни, приобретения знаний об обществе и самом себе, развития социальных навыков и умений, интернализации всей его культуры. Человек, в отличие от животного, рождается не готовым для жизни в обществе, и он должен, если хочет себя реализовать как индивид, пройти процесс очеловечивания, составными частями которого являются усвоение социального опыта, традиций, приобретение и в необходимых случаях обновление социальной роли и социального статуса.

Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой ребенок изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли.

Социализацию осуществляют общество в целом и государство в особенности, они призваны постоянно в различных формах и на различных уровнях заниматься регулированием этого взаимодействия. При этом в любых случаях присутствует педагогическая деятельность как организованный целенаправленный процесс включения образовательно-воспитательными способами различных поколений, слоев населения, индивидов в систему социальных ценностей и социальных ролей. Любое общество и государство стремятся сформировать определенный тип человека, который в наибольшей степени соответствует определенным социальным идеалам.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Исторические предпосылки возникновения географического прогнозирования в географической науке
Проблема взаимодействия общества и природы, как никогда ранее, становится стержневой проблемой в географии, соответствующим образом организуя весь спектр географических наук. Именно география с древнейших времен характеризовалась комплексным подходом к изучен ...

Анализ организации неурочной учебной деятельности учащихся
Образовательный процесс современной школы характеризуется плюрализмом разнообразных способов организации и форм обучения. Под формой обучения понимается целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познават ...

Разделы