Понятие и сущность игры

Страница 1

Переступая порог школы, первоклассник попадает на огромную, новую для него планету - планету Людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Постепенно он и сам научится распознавать добро и зло, смотрясь в других, как в зеркало, узнает больше о самом себе. Эти уроки человековедения ему преподают сама школьная жизнь и, конечно, его первый учитель.

Существует в каждой социокультуре свой стиль воспитания, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни. Ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Этот процесс длительный и включает ряд стадий развития личности.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать. Она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего формируется доверие к миру.

Вторая стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить. Родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности.

На третьей стадии ребенок уже убежден, что он - личность, так как он ходит, умеет говорить, у него формируется чувство предприимчивости, инициативы, которая закладывается в игре.

В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудача в школе приводит к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, потери интереса к учебе.

Игра - это «волшебная палочка», с помощью которой можно научить писать, а главное - думать, рассуждать, изобретать, доказывать. Очень важно, чтобы игра была увлекательной и доступной, чтобы в ней был элемент соревнования если не с кем-то, то хотя бы с самим собой. Только игра, если она правильно педагогически сконструирована и организована больше, чем какая-либо другая деятельность поможет ребенку адаптироваться в новой для него роли. Благодаря играм дети учатся распознавать, что следует принять, а что - отвергнуть в окружающем мире.

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

Игровая форма позволяет педагогу, с одной стороны, совместно с детьми участвовать в деятельности, организовывать ее, а с другой - активно и целенаправленно воздействовать на них.

Лучше всех исследовал игру голландский ученый Й. Хейзинга: « .Игра старше культуры, ибо культура предполагает наличие человеческого общества, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть».

В условиях первобытнообщинного строя возникали элементы обучающе-воспитательной деятельности, охватывающей всех членов общества – детей и взрослых, и рассчитанной не только на трудовую, но и, если можно так сказать, на социально-идеологическую подготовку. Уже в те времена старшее поколение беспокоилось о взращивании не просто трудоспособных, но и одновременно верных и стойких членов родоплеменного социума.

В древнем мире зарождаются идеи, и даже традиции учета социальных факторов в процессе обучения и воспитания членов общества.

В ХХ веке проблемы социализации молодежи приобретают не только общенациональный, но и международный характер.

Обучение и воспитание все чаще оцениваются и разрабатываются как целенаправленные средства осуществления социализации человека на протяжении всего возрастного развития. Социальная среда – это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Школа как фактор воспитания лидерских качеств
Анализ практики воспитания лидера в современных условиях показывает, что в ряде случаев в процессе формирования и развития личности лидера за пределами сферы влияния семьи и её культуры участвует школа. Несмотря на то, что изначально задачи школы отличаются о ...

Текст: понятие, признаки, виды
Текст (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, сочетание») – в общем плане связная и полная последовательность символов. Существуют две основных трактовки понятия «текст»: «имманентная» (расширенная, философски нагруженная) и «репрезентативная» (более част ...

Разделы