Понятие и сущность игры

Страница 4

Процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть. Ребенка обучают также процедурам, ритуалам и времяпрепровождениям. Знание процедур, ритуалов, времяпрепровождений, умение участвовать в них определяют в основном те возможности, которые будут доступны ребенку, в то время как игры, в которые он научился играть, определяют, как он воспользуется предоставленными возможностями; от них зависит и исход ситуаций, в которые он в принципе может быть вовлечен. Любимые игры, будучи элементами его жизненного сценария, в конечном итоге определяют его судьбу.

Существенная особенность игры – это ее кульминация: выигрыш. Предварительные ходы делаются именно для того, чтобы подготовить ситуацию, обеспечивающую выигрыш, однако при этом ходы планируются с таким расчетом, чтобы каждый следующий шаг в качестве побочного продукта тоже приносил максимально возможное удовлетворение.

Например, в игре «Гость – растяпа» (неуклюжая выходка, а потом извинение) выигрыш, равно как и цель игры, состоит в том, чтобы извинениями вынудить партнера простить Растяпу. Пролитый кофе будет лишь ступенькой, ведущей к этой цели. Тем не менее, переживание, полученное от пролитого кофе, не делает это происшествие игрой. Решающим стимулом, ведущим к развязке, будет извинение. В противном случае это всего лишь деструктивная процедура, проступок.

Главное назначение игр – развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое поведение. С одной стороны, ребенку, подростку предлагается пища для подражания, повторения, с другой – представляется поле фантазии и личного творчества. Вся педагогическая мудрость игры в ее простых или чуть усложненных правилах, в обычном ее описании.

Эрик Берн пишет: «весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть».

Тот факт, что ребенок относится к игре часто с большим прилежанием, дал основание некоторым авторам назвать игры детей серьезными играми. Игра, по мнению Ш. Бюлер, является этапом развития ребенка, но при этом сама она состоит из ряда последовательных периодов. На первой стадии развития игры носят часто функциональный характер, затем следуют игры с воображаемыми объектами, познавательные и творческие. В познавательных играх ребенок превращается весь в глаза и уши: он смотрит, слушает, стремится воспринять и понять. Кажется, что вещи и живые существа, сцены, образы, рассказы, песни захватывают его целиком.

В творческих, конструктивных играх ему доставляет удовольствие собирать, комбинировать между собой различные предметы, изменять и переделывать их, создавая из них новые. Творческие игры не подавляют ни воображения, ни возможности познания – и то и другое часто играет в них важную роль.

Эти различные виды деятельности детей называются игрой, так как она есть отдых и, следовательно, противостоит серьезной трудовой деятельности.

Необходимо помнить всем: родителям, учителям, что точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходимо играть. И то, и другое необычайно важно и плодотворно, тем более что ребенок – «существо играющее».

Виды игры

Педагоги начальных классов совместно с психологами разработали множество различных коррекционно-развивающих игр, упражнений и комплексных программ, направленных на развитие самосознания, общения, учебной деятельности, познавательных психических процессов, произвольности поведения младших школьников.

Рекомендуемые игры и упражнения можно разделить на релаксационные (снимающие психомышечное и эмоциональное напряжение), двигательные (развивающие координацию движений, крупную и мелкую моторику), коммуникативные (способствующие формированию умений и навыков общения), развивающие (направленные на развитие познавательной и социальной рефлексии, отдельных психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления) и поведенческие (предлагающие образцы желательного поведения, упражнения на развитие его произвольности, рефлексивности).

Разработанные игры можно использовать с учетом тех задач, которые они решают в учебно-воспитательном процессе. Тогда их проводит сам учитель.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Методики диагностики индивидуальных особенностей памяти
В настоящее время практическая психология располагает большим количеством методик исследования, позволяющих определять эффективность памяти в разных аспектах: в зависимости от содержания запоминаемого материала, времени хранения, степени произвольности при за ...

Апробирование методической программы обучения теме «Изучение графических редакторов в школьном курсе информатика»
Информационные технологии и электронные средства обучения являются неотъемлемой частью эффективной и качественной организации самостоятельной работы учащихся в рамках школьной дисциплины «Информатика». Тем более, на уроках информатики предполагается непосредс ...

Разделы