Развитие внимания на разных этапах урока истории

Педагогика » Воспитание внимания учащихся на уроках истории » Развитие внимания на разных этапах урока истории

Страница 3

Восприятие изучаемых объектов или их изображений с целью создания у учащихся конкретных представлений об изучаемых предметах и явлениях.

Концентрация внимания учащихся на основных признаках изучаемых предметов и явлений и установление среди них существенных признаков

Сопоставление изучаемых явлений с другими, уже известными ученикам.

Точное раскрытие содержания понятий различными способами: путем логического определения, характеристики изучаемого явления,

Подлинное знание изучаемых вопросов означает умение пользоваться усвоенными понятиями. Применять знания на практике.

Глубина воспитательного влияния учителя на умственное сосредоточение учеников при изложении новой темы будет зависеть от его педагогического мастерства в применении разных способов объяснения понятий. Большое значение в этом отношении имеет тщательная методическая разработка учителем тех способов раскрытия содержания понятий, которые наиболее трудны для учащихся. Имеется в виду логическое определение и сравнительное сопоставление изучаемых явлений, особенно когда ставится задача найти различное в сходных явлениях.

Существенное значение в воспитании внимания имеют литературно-педагогические достоинства речи учителя. При анализе этого вопроса следует подчеркнуть значение речи как орудия мышления и передачи знаний учащимся. Соответственно мысли и слова, точность, ясность и доступность словесного выражении мысли облегчают процесс усвоения знаний учениками и способствуют поддержанию их сосредоточения на предмете урока. Неясность в способах выражения, сложность выражений затрудняет процесс восприятия и тем самым снижает уровень внимания учащихся. Услышав непонятное слово, ученик, которые не осмелиться спросить, что оно значит, просто отключается от дальнейшего процесса восприятия на некоторое время. Учитывая этот фактор, стоит обратить внимание на познавательные возможности учащихся. Проводя уроки у младших подростков, стоит употреблять лексику, знакомую им, стоит учитывать, такие моменты, как наличие тех или иных учебных дисциплин. Например, у учащихся 5 классов уже есть история, но нет географии, поэтому нужно или заменять географические термины другими названиями, либо объяснять им их значение, т.е. использовать межкурсовые связи.

Продолжая вопрос о речевой составляющей развития внимания у младших подростков, стоит отметить еще один фактор – выразительность речи учителя. Речь, прежде всего, должна быть образной. Образность речи в широком смысле этого слова – умение охарактеризовать предмет в действии. Чтобы описать какое-то явление так, чтобы ребенок представил его себе, очень трудно. Не каждое определение можно представить в виде образов. А младшие подростки не всегда могут мыслить абстрактно. Поэтому в данной ситуации лучше прибегнуть к каким-либо средствам наглядности - фотография, репродукция, схема, мультимедийная презентация.

Еще одними важным моментом, связанным с речью учителя является темп речи при объяснении нового материала. Быстрота речи учителя должна соответствовать познавательным возможностям учащихся. Известно, что очень быстрый темп речи, как и ее чрезмерная длительность, утомляют слушателей и снижают их внимание. Тоже самое можно сказать и о слишком громкой и о слишком тихой речи, о бесстрастной, холодной речи. Все эти особенности речевого процесса приводят снижению внимания учащихся.

Большое значение в поддержании внимания учащихся может играть владение учителя интонационно-выразительными средствами речи. Основными средствами являются логические ударения и паузы. Таким образом, учитель акцентирует внимание на важные моменты, дает время на размышление, или предоставляет возможность записать важную мысль. Это особенно важно при работе с младшими подростками, т.к. они еще не владеют навыками анализа и синтеза, и им обязательно нужно выделять ключевые слова и делать паузы.

4).организация внимания учащихся во время закрепления нового материала.

При закреплении нового материала. Так же как и при опросе, важно уметь сочетать работу с классом и отдельными увечащимися. Наиболее эффективен метод беседы классом в виде умело подобранных вопросов. Важно чтобы учащийся не только пересказывал материал, но и приводил свои примеры. Такой прием закрепления нового материала активизирует внимание учащихся. При закреплении нового материала. Закрепление нового материала - важный этап урока, облегчающий подготовку ученика к следующему уроку.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Понятие об имидже, педагогическом имидже и педагогической имиджелогии
Имидж должен обрести собственное существование, стать отдельной ценностью и использоваться при удобном случае. Имидж – это впечатление, производимое человеком на одну или несколько групп общественности. Он не рисунок, не калька, не разработанное в мельчайших ...

Метод массового руководства чтением и его формы
Массовая работа вобрала в себя многолетние духовые библиотечные традиции. В творческих лабораториях библиотек, методических центрах, школах передового опыта накоплен богатейший опыт проведения мероприятий, различных по содержанию, методике, идет поиск наиболе ...

Разделы