Главными условиями организации общения во внеурочной деятельности являются:
· подготовка учителя (владение учителем содержанием работы по формированию познавательной активности школьников, по организации их взаимодействия, владение организационными, конструктивными и коммуникативными умениями и навыками);
· соответствующая подготовка учащихся (наличие минимальных знаний по предмету внеурочной деятельности и сформированности общеучебных умений и навыков, умений и навыков самообразования).
При индивидуальной внеурочной работе необходимо введение исследовательского метода. Он активизирует мыслительную деятельность и способствует формированию творческого отношения к учебной деятельности.
При исследовательском методе учитель подводит школьников к самостоятельным выводам, обобщениям путем сравнения фактов, сопоставления статистических данных, установления причинно-следственных связей. В этом случае деятельность учащихся постоянно направлена на анализ событий, поиск ответа на поставленный вопрос, на поиск фактов, не лежащих на поверхности, проверку их достоверности. Такая работа носит исследовательский характер и приучает школьников к критическому анализу изучаемого материала, углубляет и конкретизирует его, дает навыки систематизации и обобщения изученного материала.
Для истории это может быть работа с историческими документами, для биологии – с результатами различных наблюдений.
В математике же помимо литературы целесообразно использовать блоки задач. При разработке учителем конкретного блока выделяется целевая задача (как правило, это результат исследования) и система простых и усложненных тренировочных задач, направленных на получение отдельных фактов или отработку умений, необходимых для решения целевой задачи. Вопрос целевой задачи, как правило, ставится самим учеником, учитель дает лишь условия.
Каждый вид самостоятельной работы предполагает различные навыки и умения, формируемые по годам обучения в условиях нарастающей трудности. Работа, связанная с ученическим поиском, будет успешной, только если она проводится не эпизодически, а в системе под направляющей и организующей ролью учителя. Задания должны быть посильны и доступны, соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям школьника, ученик должен осознавать смысл и целесообразность исследовательской деятельности.
Другие статьи:
Поведенческие различия стилей педагогического общения
Классификации стилей педагогического общения Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения учитель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролев ...
Цели, функции и принципы реализации культурологического
компонента в обучении английскому языку в средней школе
Реализация культурологического подхода дает возможность переосмыслить специфику преподавания английского языка. Центральными проблемами методик преподавания английского языка являются вопросы определения целей, а также содержания обучения, адекватного им, при ...