Формы проведения внеурочных занятий

Страница 2

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4 – 5 праздников. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Участие в них принимают учащиеся начиная с начальных классов. Их цель: вовлечь как можно большее количество детей с последующим отбором наиболее талантливых. Смотры – наиболее общая соревновательная форма массовой работы. Их задача: подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску.

Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует познавательную активность школьников, приобщает их к самостоятельной творческой деятельности, развивает инициативу, умения и навыки самообразования. Специфика формирования познавательной активности школьников во внеурочной деятельности заключается в том, что познавательная активность учащихся в процессе этой деятельности формируется на основе устойчивого познавательного интереса как мотива деятельности. Содержание, формы и методы должны нацеливать школьников на самостоятельную познавательную деятельность.

Формирование познавательной активности школьников во внеурочной деятельности достигается в процессе их общения как особого вида взаимодействия. Такое общение способствует формированию потребности школьников в самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков, творческому их использованию, развитию устойчивого познавательного интереса. Содержание, формы и методы должны нацеливать учащихся на самостоятельную познавательную деятельность, которая создает базу для общения, способствует закреплению новых знаний школьников, полученных в процессе общения. Эти сформированные знания позволяют организовать общение учащихся на более высоком уровне, вызывать у них потребность в обмене информацией, оказании помощи товарищу.

Наиболее эффективны следующие пути организации общения:

· конструктивная деятельность школьников;

· организация взаимодействия в процессе реализации планов действия;

· осуществление взаимопомощи школьников;

· включение учащихся в различные формы соревнований (конкурсы, викторины, олимпиады);

· оценка результатов выполненных заданий отдельными школьниками (рецензирование);

· организация вопросов старшим школьникам со стороны младших школьников.

Внеурочная работа приведет к развитию познавательной активности, если существует коллективное обсуждение планов действия как стимулирующего фактора для самостоятельного осуществления познавательной деятельности. Понадобится организация парной, групповой, коллективной деятельности школьника по реализации планов на основе творческого исследования самостоятельно приобретенных знаний.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Разделы