При организации внеурочной воспитательной работы усилия педагогического коллектива и руководства должны быть направлены на разносторонность ее содержания и общественную направленность. Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое и трудовое воспитание. Очень важно использовать массовые формы внеурочной работы для разумной организации свободного времени и воспитания школьников. Педагогическому коллективу следует стремиться к тому, чтобы внеурочная работа охватывала всех учащихся, способствовала развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся.
Общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций. Для выявления круга интересов учащихся в школе можно распространить анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Нужно, чтобы любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имел общественную направленность, чтобы они видели, что то дело, которым они занимаются, нужно и полезно обществу. Очень важна опора на инициативу и самодеятельность. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе. При выборе содержания, организации форм проведения внеурочных занятий всегда необходимо соблюдать принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение единства, преемственности и взаимодействия.
Наиболее распространена следующая классификация форм внеурочной работы:
· индивидуальные
· кружковые
· объединяющие
· массовые
Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д., что позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знания индивидуальных особенностей учащихся, выявляющихся путём проведения бесед, анкетирования, изучения интересов учащихся.
Кружковая работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.
К объединяющим формам работы относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям. Так, интернациональные клубы могут иметь секции: корреспондентскую, изучение истории, географии, экономики, культуры страны, с которой дружат дети. Профильные клубы (литературные, юного физика, химика, математика). Целью политических клубов может стать изучение молодёжного движения за рубежом, изучение истории политических учений и др. Распространённой формой являются школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведется широкая переписка, работа в архиве.
Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди учащихся. Необходимо, чтобы работа школьного музея проходила в контакте с государственным, который должен оказывать ему научную и методическую помощь.
Другие статьи:
Проблемное обучение
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более ...
Средства формирования словесно-логического мышления успевающих и
слабоуспевающих студентов
В психолого-педагогической литературе много работ, направленных на выявление условий и методов обучения, оказывающих наибольшее влияние на развитие словесно-логического мышления студентов в учебном процессе. При этом предполагалось, что усвоение студентами зн ...