Интегрированные кружки по информатике как средство информатизации обучения в школе

Педагогика » Интегрированные кружки по информатике как средство информатизации обучения в школе

Несмотря на концепцию модернизации российского образования на период до 2010 г., принятой Правительством РФ, результаты информатизации образования не вполне удовлетворительны, если не говорить о собственно информатике как предмете.

Раньше можно было объяснять это тем, что несовершенство технических средств не позволяло получить явное преимущество компьютерных технологий перед традиционными формами обучения. Ещё одной важной причиной являлось то, что компьютер не являлся доступным средством обучения.

Но в настоящее время ситуация меняется, современные персональные компьютеры и программы позволяют не только устраивать простейшие тесты, но и моделировать учебные ситуации с помощью анимации, звука, фотографической и чертежной точности. Производство обучающих игр и программ быстро развивается в новую отрасль. У многих учащихся (если говорить о Москве) компьютеры есть дома.

Тем не менее для учителей математики, физики, химии, да и других предметов, как правило, компьютер продолжает казаться вещью малополезной для учебного процесса. И хотя в некоторых школах у преподавателей на рабочем месте и стоят компьютеры, это всё равно не отвечает в полной мере понятию «информатизация образования», так как учительский компьютер предназначен в основном для демонстрации презентаций (при условии, что в классе установлен проектор), печати раздаточного материала и оформления документов и отчетов.

В настоящее время урочная деятельность школьников сложна, насыщенна и интересна. На уроках дети получают объем тех знаний, которые необходимы для получения среднего образования. В условиях современной школы внеурочная деятельность не уступает по значимости урочной, так как содействует профессиональному личностному самоопределению учащихся, развитию мотивации детей к познанию и творчеству. Процесс внеурочного образования можно сделать еще более интересным, познавательным и увлекательным с помощью интегрированных кружков по информатике.

Так как внеурочную деятельность проще включить в процесс информатизации и интеграции за счет отсутствия многих формальностей, таких как:

· строгая дисциплина;

· четырехбалльная шкала оценок;

· относительная свобода творчества;

· отсутствие нужного количества времени на уроке, чтобы проявить все свои способности, присутствующих на обычных школьных занятиях, можно сказать, что кружковая деятельность является средством информатизации обучения в школе.

Проблема исследования заключается в том, чтобы определить, насколько возрастает мотивация к изучению различных школьных дисциплин с использованием информационных технологий в условиях реализации интегрированных кружков по информатике.

Цель исследования – проверить и обосновать методику применения технологии внеурочного обучения в условиях интегрированной среды, позволяющую повысить качество знаний учащихся на примере интегрированного кружка «информатика + русский язык».

Объект исследования – процесс дополнительного внеурочного образования учащихся седьмого класса с использованием информационных технологий.

Предмет исследования – система обучения школьников в рамках интегрированных кружков по информатике, а также использование таких кружков как средства информатизации обучения в школе.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1.Определить особенности организации внеклассной и внеучебной деятельности школьников.

2.Выявить специфику подготовки и проведения кружков по информатике в школе.

3.Разработать содержание и методику обучения школьников в рамках интегрированных кружков по информатике (на примере интегрированного кружка «информатика + русский язык»).

4.Разработать средства и учебный материал, используемые во внеурочной деятельности по информатике.

5.Обосновать положительное влияние интегрированных кружков по информатике на эффективность информатизации обучения в школе.

Гипотеза:

Приобщение учащихся к использованию информационных технологий в рамках интегрированных кружков по информатике положительно влияет на эффективность информатизации школьного обучения.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ специальной литературы;

2. Целенаправленное педагогическое наблюдение за творческим процессом учащихся;

3. Исследовательские беседы с учителями и учащимися.

Теоретическая значимость исследования:

заключается в том, что в нем подтверждена целесообразность проведения интегрированных занятий по информатике в соответствии с методическими рекомендациями по планированию и проведению таких уроков.

Практическая значимость исследования:

заключается в разработке содержания и методов проведения интегрированных кружков по информатике, положительно сказывающихся на приобщении педагогов и школьников к использованию информационных технологий (на примере интегрированного кружка «информатика + русский язык»).

Другие статьи:

Сказкотерапия как один из методов коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста
Известно, что среди многих средств психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста особое место занимают разные формы и приемы сказкотерапии – один из эффективных методов работы с детьми, испытывающие эмоциональные и поведенческие затруднения. Э ...

Особенности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Поэтому в ней сконцентрированы наиболее существенные для данного периода проявления психической активности детей. В игре проявляются особенности познавательной, волевой и эмоциональной сфер пси ...

Разделы