Информатизация обучения в школе

Страница 1

Государство уделяет повышенное внимание задачам информатизации общества и всех его сфер, к числу которых относится и образование. Необходимость системного государственного подхода к процессу развития информатизации общества начала осознаваться в начале 90-х годов прошлого века. Так, например, еще в 1990 году была разработана и принята «Концепция информатизации общества», а понятие «информатизация» стало все шире использоваться как в научной, так и в общественно-политической терминологии, постепенно вытесняя понятие «компьютеризация».

Информатизация образования представляет собой область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Внедрение информационных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер.

Важно понимать, что информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Вторая – в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.

Важнейшими задачами информатизации образования являются:

· повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

· применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

· интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

· адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

· разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации при освоении средств и методов информатизации для эффективного применения в профессиональной деятельности;

· обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;

· разработка информационных технологий дистанционного обучения;

· совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;

· внедрение информационных технологий обучения в процесс профессиональной специальной подготовки специалистов различного профиля.

Исторически информатизация образования осуществляется по двум основным направлениям – управляемому и неуправляемому.

Управляемая информатизация образования имеет характер организованного процесса и поддерживается материальными ресурсами. В ее основе лежат обоснованные общепризнанные концепции и программы.

Неуправляемая информатизация образования реализуется снизу по инициативе работников системы образования и охватывает наиболее актуальные сферы образовательной деятельности и предметные области.

Существуют также факторы, влияющие на информатизацию образования:

· внешние по отношению к образовательной системе, задающие условия, в которых функционирует система образования;

· внутренние, определяющие готовность и способность образовательных учреждений воспринять достижения научно-технического прогресса и эффективно использовать эти достижения для решения основных задач.

В настоящее время в развитии процесса информатизации образования проявляются следующие тенденции:

· формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности, направленной на постоянное развитие личности в течение всей жизни;

· создание единого информационного образовательного пространства;

· активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий;

· синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования;

· создание системы опережающего образования.

Существенной частью информатизации образования является совокупность методов и форм разработки и педагогического применения различных средств обучения. Постоянные изменения, происходящие в жизни современного информационного общества, безусловно, должны находить адекватное и незамедлительное отражение как в самом учебном процессе, так и в различных средствах обучения.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Направления работы по формированию произносительной стороны речи глухих детей
Формирование произношения в средних классах протекает в условиях, когда пользование дактильной речью сокращается, что сближает условия устного общения с теми, которые свойственны слышащим детям. Работа над произношением в этот период осуществляется в своеобра ...

Методы реализации культурологического подхода в обучении английскому языку в средней школе
Для реализации лингвокультурологического подхода в обучении английскому языку принципы культуросообразности и развивающего обучения являются центральными. Это достигается следующими методами: 1) метод проблемных ситуаций и проблемных вопросов; 2) частично-пои ...

Разделы