Здоровье человека как интегративная междисциплинарная категория

Страница 1

По своей актуальности проблема здоровья человека считается одной из самых важных и сложных в современной науке.

Понятие «здоровье» не имеет общепринятого унифицированного толкования, характеризуется многозначностью и неоднородностью содержательного состава. Согласно определению, которое было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 году, здоровье - это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

В ряде исследований отмечается, что данная формулировка нуждается в уточнениях и подвергается критике за слабую практическую направленность. Исчерпывающие рациональные дефиниции здоровья остаются делом будущего. Обобщая специальные труды, посвященные проблеме здоровья, можно выделить ряд аксиоматических по своей сути положений:

• здоровье - это культурно-историческое, а не узкомедицинское понятие; в разные исторические эпохи, в разных культурах граница между здоровьем и нездоровьем определялась по-разному;

• здоровье является одной из базовых ценностей в жизни людей;

• здоровье - это идеальное состояние, и, как правило, человек не бывает на протяжении всей своей жизни вполне здоровым;

• здоровье - это сложный, многомерный феномен, отражающий модусы человеческой реальности: телесное существование, душевную жизнь и духовное бытие; соответственно, возможна оценка соматического, психического и личностного здоровья человека;

• здоровье - это одновременно состояние и сложный динамический процесс, включающий созревание и рост физиологических структур и работу организма, развитие и функционирование психической сферы, становление, самоопределение и позиционирование личности;

• категория «здоровье» изначально коррелятивна полюсу индивидуальности; состояние здоровья персонифицировано и предполагает в каждом конкретном случае специальный анализ;

• человек может быть здоров при определенных условиях жизни (экологические и климатические особенности, качество питания, режим труда и отдыха, социокультурные факторы и др.); условия, удовлетворительные для одного человека, могут оказаться болезнетворными для другого;

• для определения состояния здоровья человека необходимы, с одной стороны, эталонное основание, устойчивый образец благополучия, целостности, совершенства, а с другой - описание закономерностей возникновения и течения болезней (в этом качестве выступают системы научных представлений о норме и патологии).

Таким образом, синтезируя различные подходы к трактовке содержательного наполнения категории «здоровье», можно констатировать, что современная наука рассматривает здоровье человека как динамическое равновесие организма со средой, обеспечивающее его оптимальное функционирование и приспособление к непрерывно изменяющимся условиям, в процессе которого реализуются две основополагающие и противоречивые потребности: сохранять устойчивое, гомеостатическое состояние и противостоять воздействиям, которые оказывает эта среда. Иными словами, здоровье - есть функция аптропоэкосистемы. Оно характеризуется не только качественно, но и количественно; существует понятие о степени здоровья, определяемой широтой адаптивных возможностей организма.

Несмотря на то, что большинство современных специалистов различного профиля придерживаются многоаспектной трактовки категории «здоровье», говоря о здоровье населения, часто имеют в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной составляющей понятия. Действительно, для характеристики состояния здоровья населения, как правило, используется классическая триада: 1) смертность в различных возрастных группах, 2) уровень и структура обшей заболеваемости, 3) достигнутый уровень физического развития. Статистические данные мы можем найти только в рамках этих критериев. Психологическую составляющую здоровья населения мы можем оценить только разрозненно, а не целостно (уровень интеллектуального развития отдельно, уровень тревожности, суицидального поведения населения отдельно и др.). О статистически достоверной оценке духовно-нравственной составляющей здоровья населения говорить вообще не приходится. К сожалению, в настоящее время еще не разработана комплексная система оценки уровня здоровья человека как многогранного понятия, включающего физический, психологический, духовно-нравственный и социальный аспекты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Методы реализации культурологического подхода в обучении английскому языку в средней школе
Для реализации лингвокультурологического подхода в обучении английскому языку принципы культуросообразности и развивающего обучения являются центральными. Это достигается следующими методами: 1) метод проблемных ситуаций и проблемных вопросов; 2) частично-пои ...

Работа с педагогическим коллективом
С педагогическим коллективом ДОУ мною было проведено анкетирование на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ» Анализ анкеты показал, что воспитатели на занятиях используют различную методическую и художественную литературу, которая доступна д ...

Разделы