Здоровье человека как интегративная междисциплинарная категория

Страница 2

В современной науке наблюдаются и другие подходы к определению термина «здоровье», отличающиеся от определения ВОЗ, приведенного выше. При этом делается акцент на характеристике адаптационных свойств организма, направленных на устранение или максимальное ограничение действия различных факторов внешней или внутренней среды, нарушающих относительное динамическое постоянство человеческого организма. Так, В.П. Казначеев, Э.М. Казин, Г.А. Кураев под здоровьем понимают «целостное состояние организма, характеризующееся определенной стабильностью гомеостаза».

Предпринимаются попытки конкретизации понятия здоровье применительно к конкретной группе населения (например, педагогам и школьникам). Так, С.Г. Сериков под термином «здоровье участников образовательного процесса» понимает способность отдельных участников или кого-либо из группы к адаптации в установившихся условиях образовательного пространства и поддержанию активных отношений с собой, с партнерами и с образовательной системой.

В рамках валеологического подхода здоровье определяется как процесс жизненного цикла (витальной жизнедеятельности) с адекватной природе человека реализацией физиологических, психических, биологических потребностей личности в оптимально социально-трудовой активности при максимальной продолжительности активной жизни.

На современном этапе развития наук о человеке данные подходы сосуществуют друг с другом, расширяя и углубляя понимание термина «здоровье». Акцент на успешной социальной адаптации, благополучии современного человека предопределил и подход к охране здоровья, которая в современных условиях не может ограничиться только заботами врача и его пациента. Сохранение здоровья населения стало сферой деятельности политиков, экономистов, социологов, медиков, педагогов, психологов.

Понятие «здоровье» можно рассматривать на нескольких уровнях: биологическом (соматическом и физическом), психическом, нравственном, социальном. Здоровье на биологическом уровне связано с функционированием внутренних органов и их реагированием на влияние окружающей среды. Здоровье на психическом уровне характеризуется проявлением личностных характеристик, таких как: мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой, ценностной (осознания личностью значимости собственного здоровья и здоровья окружающих) и др. Здоровье на социальном уровне связано с влиянием на личность других людей, общества в целом. В соответствии с данным подходом к уровням здоровья выделяют здоровье биологическое (физическое), психическое и социальное.

Таким образом, из различных определений понятия «здоровья» выделим несколько общих для всех из них компонентов.

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса .

Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок, и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, т.к. оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения .

Необходимо отметить, что длительное время проблема здоровья не являлась приоритетом психологической науки. Проблематика здоровой личности заинтересовала крупнейших ученых только в рамках гуманистической психологии (Э. Фромм, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.). Появились первые разработки психологических концепций здоровья. В конце 70-х годов XX века в общем своде психологических дисциплин выделилась психология здоровья (Health Psychology) и началось ее утверждение в качестве самостоятельной сферы психологических исследований. За сравнительно короткий период в США, странах Европы психология здоровья превратилась в достаточно обширную и влиятельную область исследований и их практических приложений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Формирование ИКТ-компетенции школьников на уроках технологии
Сегодня большое внимание уделяется формированию ИКТ-компетенций школьников. И это вполне оправдано тем, что информация и научные знания стали факторами, определяющими общий стратегический потенциал общества. Задача учителя заключается в том, чтобы научить дет ...

Развивающие и обучающие задания на экологическую тему для уроков математики
В брошюрах, журналах, в других СМИ можно найти большое количество различных методических пособий для уроков математики. Представлю несколько таких заданий для проведения мероприятий, занятий по математике на экологическую тему. Математические раскраски – это ...

Разделы