Здоровье человека как интегративная междисциплинарная категория

Страница 7

Приведем примерный перечень внутришкольных факторов, представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся:

- гигиенические факторы (шум; освещенность; воздушная среда; размер помещений, дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы); используемые стройматериалы, краска; размеры, размещение школьной мебели в помещении; компьютеры, телевизоры; ассортимент, качество пищи, организация питания; качество питьевой воды, используемой в школе; экологическое состояние прилегающей к школе территории; состояние сантехнического оборудования);

- организационно-педагогические факторы (объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника; расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году; организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.); объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время); организация работы медицинской, психологической, социально-педагогической, валеологической служб школы; участие родителей учащихся в жизни школы; стиль управления администрации, психологический климат педагогического коллектива, интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы; наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся; позиция и уровень компетентности руководства, всех специалистов школы по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся);

- психолого-педагогические факторы (психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок; стиль педагогического общения педагогов с учащимися; характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок; степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска); особенности работы с «трудными подростками» в классе; соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся во время пребывания в школе; личностные, психологические особенности педагогов, состояние их здоровья, степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя; профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий).

Одной из причин ухудшения состояния здоровья учащихся является безответственное отношение к нему со стороны самих школьников. В системе жизненных ценностей российской молодежи здоровье не занимает ведущих позиций. А ведь именно осознание значимости здоровья формирует стремление заботиться о нем, вести здоровый образ жизни. В связи с этим необходимо сосредоточить усилия на определении организационно-педагогических основ формирования ценностного отношения школьников к здоровью в условиях современной российской школы.

Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой - приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы школы, включает последовательное формирование в школе (или в другом образовательном учреждении) здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья, а также воспитание у учащихся культуры здоровья, под которой мы понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Другие статьи:

Дистанционное образование в Германии
Дистанционное образование в Германии имеет свои особенности. Оно начиналось с централизованно планировавшейся дистанционной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием. Присоединение восточных земель дало возможность расширить рынок дистанц ...

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Впервые теоретическое обоснование о ...

Разделы