Содержательно-методические и технологические аспекты процесса формирования социального здоровья учащихся

Педагогика » Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся в условиях современной общеобразовательной школы » Содержательно-методические и технологические аспекты процесса формирования социального здоровья учащихся

Страница 3

Особое место в методическом аппарате процесса формирования социального здоровья учащихся занимает технология развития правовой культуры школьников, которая во многом определяет уровень социального здоровья учащихся и перспективы его дальнейшего жизненного развития. В Письме Министерства образования РФ №391/11 от 19 марта 1996 г. «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ» отмечается, что реализация «стратегии в области гражданско-правового образования начинается с детского сада и начальной школы, где вводятся элементарные знания о демократии, правах человека, ребенка, нормах нравственности и продолжается до 11 класса.

В современной России гражданское общество находится в процессе становления, демократические традиции и институты недостаточно развиты, поэтому формированию правовой культуры личности следует уделять особое внимание. К сожалению, для нашего общества характерен «правовой нигилизм» - неуважение к закону, нежелание его выполнять. Не случайно в народе так популярна пословица: «Закон - что дышло, куда повернешь - то и вышло», в чем причины неуважения к закону? Возможно, некоторые из них заключаются в следующем: декларирование государством признания прав человека при постоянном их несоблюдении; отсутствие до недавнего времени механизма защиты прав; незнание людьми способов защиты своих прав. Опыт показывает, что большинство людей, не нарушающих законы, обычно их и не знают. Что же позволяет этим людям не нарушать законы? Ответ прост — их нравственные нормы и представления о естественной справедливости.

Основная цель правового просвещения учащихся - воспитание в человеке чувства собственного достоинства и уважения к достоинству других. Для осуществления этой цели необходимо решение следующих задач: формирование у школьников системы представлений о личном достоинстве человека, о его правах и способах их защиты; создание условий для формирования убеждений, что обладание правами и свободами неразрывно связано с ответственностью человека за свои поступки; выработка навыков оценки общественных явлений и жизненных ситуаций с правовой точки зрения; создание условий, в которых дети смогли бы самостоятельно прийти к мысли, что закон - не цель, а средство для нормального функционирования общества.

Методика правового просвещения рассчитана не на механическое запоминание «неоспоримых истин», четкое деление мира не «черное» и «белое»; ее назначение - показать отсутствие готовых «единственно верных» решений в отношениях между людьми, продемонстрировать необходимость всестороннего изучения явлений правовых взаимоотношений. Воспитание правовой культуры направлено на формирование социально полезных (приемлемых) убеждений, чувства ответственности за принятые решения, на осознание неразрывной связи свободы, прав и обязанностей.

Для современного человека очень важен принцип «самостоятельности», самодеятельности в познании окружающего мира. Поэтому методика правового просвещения предполагает анализ проблемных ситуаций, в ходе которого ребенок самостоятельно приобретает новые знания, умения, вырабатывает свою точку зрения. Еще К.Д. Ушинский справедливо заметил, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.

Методы, используемые педагогами для формирования правовой культуры школьников, должны отвечать следующим требования: они позволяют детям пережить как личностно значимую ситуацию реализации прав или препятствий, затруднений в пользовании своими правами; стимулируют размышления детей над проблемами прав человека в отношениях между людьми, а также между гражданином и государством; позволяют детям сформулировать собственное (не всегда социально желаемое) мнение и свободно его высказать; учат детей общаться с различными категориями людей в рамках правового поля, решать конфликты, возникающие - вследствие противоречий между правами и интересами отдельных людей в обществе; создают в группе учащихся атмосферу равноправия, уважения, без которой говорить о правах человека просто бессмысленно.

К таким метода относятся: ролевые, деловые игры, работа в малых группах, дискуссии, работа с правовыми источниками, литературными, публицистическим текстами, анализ материалов средств массовой информации, творческие работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Униатские школы
Униатские школы были представлены учебными заведениями, называемыми новициантами. Расширением и укреплением униатской идеологии занимался орден базалиан. Первые базилианские школы появились в 1637 году в Борунах, Жировичах, Красноборье, Минске, Новогрудке, Че ...

Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений у детей
В старшей группе у детей продолжают формировать навыки культуры поведения. Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога — необходимые условия для воспитания культур ...

Разделы