Содержательно-методические и технологические аспекты процесса формирования социального здоровья учащихся

Педагогика » Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся в условиях современной общеобразовательной школы » Содержательно-методические и технологические аспекты процесса формирования социального здоровья учащихся

Страница 7

Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государственных организаций, гак и общества, самих граждан. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, при том, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным, контролем со стороны специалистов - педагогов. И хотя традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование, может ли каждый педагог-профессионал бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников?

Проектируя педагогическую систему формирования социального здоровья учащихся, целесообразно обратиться не только к научным разработкам, но и к опыту других школ, районов, регионов, при этом нельзя ограничиваться только отечественным опытом, поскольку тенденции ухудшения здоровья (в том числе и социального) имеют транснациональный характер и присущи даже самым развитым странам. В проектировании педагогической системы формирования социального здоровья учащихся целесообразно участие не только специалистов системы образования, но и родителей, учащихся, представителей различных социально-культурных, образовательных учреждений, находящихся в непосредственном контакте со школой. Практическое построение педагогической системы формирования социального здоровья учащихся в каждом конкретном образовательном учреждении должно осуществляться с учетом местной специфики не только социальных проблем детей и молодежи, но и экономических, организационных и других возможностей данного учреждения. Эта специфика от региона к региону может значительно различаться. Очевидно, что характер проблем детства в сельской местности или в крупном промышленном городе существенно отличаются, а поэтому должны быть специфичными и подходы к их разрешению в рамках процесса формирования социального здоровья несовершеннолетних. Кроме того, различны и возможности кадрового, научного, информационного и другого обеспечения профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения, что также требует учета при создании системы социально-педагогической поддержки детства. Помимо этого очень важно учесть национальные особенности региона - наличие доминирующей национальной культуры или многонациональный состав населения, характер межнациональных отношений на данной территории и т.п.

Система формирования социального здоровья учащихся должна проектироваться с опорой на следующие принципы: обеспечение безопасной и здоровой среды в сферах питания, помещений, игровых площадок и т.д.; содействие чувству ответственности за здоровье личности, семьи, сообщества; демонстрация реалистичного и привлекательного диапазона средств для выбора здорового образа жизни; обеспечение самоуважения обучающихся для возможно полной реализации физического, психологического и социального потенциала их здоровья; развитие хороших межличностных отношений в школьном сообществе; использование потенциала специалистов и других ресурсов сообщества для поддержки образования в области здоровья и активных действий в обеспечении здоровья; последовательность и преемственность учебных программ в области здоровья.

В педагогической системе формирования социального здоровья учащихся особое место занимают:

· психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение (ППМС), которое представляет собой «ответ» педагогической науки и практики на требование общества гарантировать помощь и поддержку любому ребенку, оказавшемся в ситуации, создающей угрозу его развитию. ППМС обеспечивает создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, способствует научению субъекта искусству предупреждения и выхода из проблем наиболее позитивным для развития способом. Это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем развития сопровождаемого;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другие статьи:

Государственная педагогика и ее представители И.И. Бецкой, Янкович-де-Мириво
Главнейшими представителями государственной педагогии во время Екатерины II были кроме самой Екатерины И.И. Бецкой и Янкович-де-Мириво. Екатерина, находясь в живых сношениях со множеством выдающихся иностранцев, была довольно хорошо ознакомлена с новыми течен ...

Особенности психофизиологического развития детей младшего школьного возраста воспитывающихся в неблагополучных семьях
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступление в школу. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид дея ...

Разделы