Содержательно-методические и технологические аспекты процесса формирования социального здоровья учащихся

Педагогика » Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся в условиях современной общеобразовательной школы » Содержательно-методические и технологические аспекты процесса формирования социального здоровья учащихся

Страница 1

Как свидетельствуют исследования, развитие в обществе будет определяться тремя факторами: высокой технологией, информативностью и интернационализацией. Поэтому главной задачей образования XXI века является создание такой его структуры, в которой сконцентрировалась бы возможность предоставления человеку через школу базисного обучения знаниям, физической культуре, культуре общения, нравственным нормам, обеспечивающим внутреннюю готовность человека в дальнейшем пополнять знания, расширять кругозор, повышать квалификацию и мастерство, уметь решать проблемы, с которыми он столкнется в будущей жизни.

Проблема разработки методического аппарата формирования социального здоровья учащихся в общеобразовательной школе на сегодняшний день является одной из актуальных как для педагогов-практиков, так и для ученых-исследователей. Выбирая тот или иной путь реализации педагогической системы формирования социального здоровья детей, необходимо помнить, что школа - особо тонкая жизненная сфера, и любой эксперимент требует вдумчивости, чуткости.

Учитывая положительный опыт инновационных школ России, решение проблемы формирования социального здоровья учащихся возможно в создании разветвленной системы дифференциации обучения и воспитания:

I. По индивидуально-психологическим особенностям детей:

· По уровню здоровья - физкультурные группы: основная, ЛФК, спец. мед. группа, группа корригирующей гимнастики.

· По области интересов учащихся - профильные классы: гуманитарный, математический, биологический и т.д.;

· По уровню развития и достижений учащихся: предметно-уровневая (разноуровневая) система.

II. По организационному уровню:

· Внутрипредметная дифференциация (группы в составе класса);

· Межклассная (модель гибкого состава групп: профильные предметы, факультативы, развивающие курсы, разновозрастные кружки, спортивные секции и т.д.).

Система разноуровневого обучения, как показывает практика ее реализации во многих школах России, благоприятно сказывается на функциональном состоянии центральной нервной системы и работоспособности учащихся, формирует положительную мотивацию обучения в сравнении с тем, что наблюдается при традиционном обучении. Это очень важно с позиций психогигиены.

Анализ динамики утомляемости школьников различных классов свидетельствует о необходимости более жесткого соблюдения гигиенических норм и правил и, прежде всего, режима учебы и отдыха. Рекомендации могут быть следующими: использование принципа планомерности при составлении расписания, чередование «трудных» и «легких», «умственных» и «физических» предметов, занятие с детьми преимущественно в первую смену и по 6-дневной учебной неделе, введение в режим дня продолжительных, организованных специалистами динамических пауз, использование на уроках «функциональной» музыки, создание на них комфортной, доверительной обстановки и т.д.

В современной практике зарубежных и российских школ существует следующие подходы к использованию содержания образования для формирования ценностного отношения школьников к здоровью: внедрение курса по сохранению здоровья как самостоятельной учебной дисциплины, представленной, главным образом, апробацией валеологических программ; включение элементов учебного материала по сохранению здоровья в школьные программы по существующим учебным предметам: комбинированный подход, представляющий синтез первых двух подходов - при нем в школе могут существовать как самостоятельные курсы по сохранению здоровья, так и включение элементов учебного материала по сохранению здоровья в школьные программы по существующим учебным предметам. Сравнительный анализ российских и зарубежных программ в сфере формирования здорового образа жизни учащихся показал доминирование в нашей стране информационного подхода, стремления дать школьникам как можно больше знаний по проблемам сохранения здоровья (как гарантии ведения здорового образа жизни). Однако за рубежом доминирует иной подход - прагматический, деятельностный, который заключается в первостепенном использовании знаний для выработки «жизненных навыков», позволяющих решить практические проблемы в контексте сохранения собственного здоровья.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Особенности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Поэтому в ней сконцентрированы наиболее существенные для данного периода проявления психической активности детей. В игре проявляются особенности познавательной, волевой и эмоциональной сфер пси ...

Программа эмпирического исследования
Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка. Когда ребенок приходит в школу происходит перестройка всей системы его отношений с действительностью. Ребенок попадает в новую, для него, социальную ситуацию развития, которая требует, от него, осо ...

Разделы