Психологические особенности личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения

Педагогика » Психологический анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения » Психологические особенности личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения

Страница 5

Так же учителя имеют мотивацию «общение». Для человека с такой мотивацией главное в жизни – это общение. Он дорожит дружескими отношениями, хорошей семьей. Для него ценность представляют интересные встречи, беседы. Все свое свободное время этот человек стремится провести в окружении друзей и близких. Важно, чтобы в рабочем коллективе можно было комфортно общаться на темы не связанные с работой. Мотивация «общение» связана с направленностью педагогов на коллектив и с мотивацией «социальная полезность». Учителю важно быть принятым в коллективе и по достоинству оцененным.

Напрасно многие считают авторитарных педагогов не тактичными, в критических ситуациях они могут проявить к людям психологический такт, чуткость. Эта личностная черта связана с направленностью на достижение целей коллектива. Видимо, когда это необходимо, авторитарный учитель во взаимоотношениях с людьми может проявлять чувство меры и такта. Быстро может установить влияние и контакт с другими людьми. Умеет оценить обстановку и приноровиться к ней.

Уступчивость так же может быть присуща авторитарному учителю в стрессовой ситуации. Он может быть сговорчивым, уступать без спора. Может добровольно отказаться в пользу другого, слабо сопротивляться его мнению, влиянию, установкам. Учитель может разрешать проблемные вопросы при помощи компромисса. Может без усилий над собой подчиняться чужой воле.

Авторитарный педагог может проявлять в своей деятельности элементы демократического стиля. Быть более мягким и чутким, предоставлять большую свободу ученикам.

Учителям из нашей группы может быть присуща такая особенность, как зависимость. Такие люди послушны, неуверенны в себе. Колеблющиеся, несамостоятельные, сомневающиеся в своих силах и возможностях. Предпочитают подчиненность другим, чужой воле при отсутствии самостоятельности, свободы.

Итак, подводя итоги по второму фактору, мы видим несколько иной портрет, чем в первом факторе. Перед нами личность, направленная на окружающих людей. Здесь авторитарный педагог теряет свою жесткость, смелость и уверенность в себе. Он зависим, уступчив, тактичен. Вероятно, вышеперечисленные особенности могут проявляться лишь иногда, когда ситуация кардинально меняется.

Подводя итог данной главы, необходимо сказать, что в результате нашего исследования, были выявлены и изучены психологические особенности личности учителей с разными стилями педагогического общения. Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Существуют различия между особенностями личности учителей с авторитарным и демократическим стилем общения, а именно:

а) Коммуникативная компетентность среди учителей с демократическим стилем находится на более высоком уровне. Им в большей мере присущи такие качества личности, как деловитость, уверенность в себе, требовательность, психологический такт. Эти позитивные организаторские и коммуникативные качества занимают особое место в психологическом портрете учителя с демократическим стилем педагогического общения. Они характеризуют учителя как эффективного коммуникатора.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Текст: понятие, признаки, виды
Текст (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, сочетание») – в общем плане связная и полная последовательность символов. Существуют две основных трактовки понятия «текст»: «имманентная» (расширенная, философски нагруженная) и «репрезентативная» (более част ...

Направления работы по формированию произносительной стороны речи глухих детей
Формирование произношения в средних классах протекает в условиях, когда пользование дактильной речью сокращается, что сближает условия устного общения с теми, которые свойственны слышащим детям. Работа над произношением в этот период осуществляется в своеобра ...

Разделы