Психологические особенности личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения

Педагогика » Психологический анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения » Психологические особенности личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения

Страница 6

Авторитарный педагог занимает более отстраненную позицию в общении. Об этом свидетельствуют такие личностные особенности, как независимость, неотзывчивость, неуступчивость. Качества, свидетельствующие о коммуникативной компетентности, мало представлены в личности учителя с авторитарным стилем общения.

б) В мотивационной структуре учителей с авторитарным и демократическим стилем общения также были обнаружены некоторые отличия.

Следует заметить, что в мотивационной структуре личности педагога с демократическим стилем общения наиболее выраженными оказались мотивация «общая активность», «творческая активность» и «социальная полезность». Из этих компонентов мотивационной структуры и складывается рабочая направленность личности.

В мотивационной структуре личности учителя с авторитарным стилем общения в большей мере представлена мотивация «социальный статус» и «общая активность». Вероятно, это может быть связано с тем, что учитель стремится за счет достижений в профессиональной сфере занять определенный социальный статус.

В группе учителей с демократическим стилем общения мотивация «общая активность» более выражена, чем в группе учителей с авторитарным стилем. Это говорит об активности и деятельности учителей с демократическим стилем общения.

в) Учителей с авторитарным и демократическим стилем общения можно охарактеризовать разным набором черт личности. Так педагоги с демократическим стилем общения обладают такими свойствами, как эмоциональная устойчивость, доверчивость, чувствительность, обязательность, высокий самоконтроль. Авторитарным педагогам свойственна реактивная уравновешенность, смелость, твердость характера, самоуверенность, подозрительность.

г) Различия между группами учителей с авторитарным и демократическим стилем были выявлены и в эмоционально – личностной сфере педагогов.

При всей видимой активности и деятельности педагогов с демократическим стилем общения можно наблюдать признаки неблагополучия в эмоциональной сфере. Эти учителя испытывают потребность в покое и самоутверждении. Профессиональная деятельность учителя требует большой самоотдачи и работоспособности. Не исключено, что собранность, требовательность к себе и окружающим, деловитость, рабочая направленность личности учителя с демократичным стилем отражается на его эмоциональной сфере. Поэтому мы можем наблюдать напряжение и усталость педагогов. Все это вызывает у учителя стремление к покою, комфорту и благополучию. Для авторитарных педагогов характерна такая личностная особенность, как тревожность. Для того чтобы подавить тревогу педагог стремится подавить партнера в общении, проявляет жесткость, упрямство, подозрительность.

2. Существуют некоторые особенности личности, характерные для большинства представителей педагогического коллектива, в независимости от стиля его общения:

а) Для всей выборки, в независимости от стиля педагогического общения, характерно такое качество, как доминирование. По нашему мнению, это может быть связано со спецификой деятельности педагога в начальной школе. Для того чтобы помочь ребенку освоиться в школе, помочь понять те требования, которые ему предъявляют, учитель берет инициативу в свои руки, занимает место доминирующего лидера.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Предмет, задачи, теоретико-методологические основы психодиагностики лиц с речевыми нарушениями
Термин ввел в употребление Г. Роршах (1884–1922) в 1921 г. Предмет психодиагностики – психические особенности процессов, функций и состояния лиц с нарушениями речи. Особенности внимания, памяти, мышления, работоспособности, темперамента, характера, индивидуал ...

Особенности словесно-логического мышления студентов
Когда психологи в начале XX в. стали изучать особенности мышления человека, в качестве одного из основных признаков была выделена связь мышления с речью. Вместе с тем выявилась непосредственная связь мышления с практическими действиями. Исследования отечестве ...

Разделы