Психологические особенности личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения

Педагогика » Психологический анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения » Психологические особенности личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения

Страница 3

Учителя с демократическим стилем общения имеют высокий самоконтроль.

Это свидетельствует об организован­ности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Такой учитель действует планомерно и упорядоченно, не разбра­сывается. Высокий самоконтроль основан на четко осознанных целях и мотивах поведения. Начатое дело доводит до конца. Хорошо осознает социальные требования и старается их выполнять. Заботится о своей репутации. Это надежный руководитель.

Итак, проанализировав качества, попавшие во второй фактор, мы можем видеть портрет демократичного учителя несколько отличающегося от первого портрета. Эти характеристики не являются ведущими, они могут проявляться в стрессовой ситуации, а в повседневном общении мы можем их не увидеть. Перед нами смелый, решительный человек, контролирующий себя, общительный. Мы видим, что демократичный учитель может быть и жестким в общении, когда это необходимо.

Психологические особенности личности учителя с авторитарным педагогическим стилем

Для учителей с авторитарным стилем педагогического общения характерна реактивная уравновешенность. Она говорит о стабильности, жизнерадостности, решительности, предприимчивости, склонности не замечать тонкости жизни. У такого учителя могут возникать трудности из-за слишком поспешных действий без достаточных размышлений. Эта черта личности тесно связана с твердостью характера авторитарного учителя, с его доминированием.

Независимость еще одна личностная особенность авторитарного педагога. Этот человек не колеблющийся, самостоятельный, уверенный в своих силах и возможностях. Любит, чтобы другие подчинялись его воле. Такой учитель смел и беспечен.

Учитель с авторитарным стилем – экстраверт. Он социально контактен, незаторможен, успешно устанавливает и поддерживает межличностные отношения. Такой человек активно общается, но в общении привык доминировать, действовать решительно, иногда грубо.

Для авторитарного педагога характерна расслабленность. Такие люди безразличны к своим удачам и неудачам, невозмутимы, к переменам и достижениям не стремятся. Возможно, это связано с тем, что такие учителя адаптировались в своем рабочем коллективе, нашли свое место, привыкли к людям и отношениям.

По результатам обследования, можно говорить о том, что для авторитарных педагогов характерна беспечность как личностная черта. Такие учителя – бодрые, беспечные люди, легко воспринимающие жизнь. Они верят в удачу. Авторитарные учителя мало заботятся о будущем. Разговорчивы, склонны к поверхностной активности. В малых группах часто выбиваются в лидеры. Этот факт напрямую связан с высоким уровнем доминантности авторитарного учителя.

Авторитарные педагоги неотзывчивы. Часто они бывают безразличны к чужим нуждам, нечувствительны к поведению других, не умеют сопереживать. Стремятся к личной выгоде в общении. Часто не замечают, что ученики нуждаются в их опеке и заботе.

Для личности педагога с авторитарным стилем общения характерна такая черта как адаптированность. Жизнь в целом удовлетворяет человека. Однако низкие значения по данному фактору означают недостаток мотивации. Учитель не стремится к большому делу, не ставит перед собой задачу достижения трудных целей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Сущность и содержание двухуровневой системы высшего профессионального образования
Болонская система образования предполагает переход на двухуровневую (бакалавр, магистр) систему получения высшего образования. Эти уровни подразумевают отдельные государственные образовательные стандарты и самостоятельную итоговую аттестацию. Россия присоедин ...

Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом на занятиях изобразительным искусством
Формирующий эксперимент исследования проводился с сентября по декабрь 2008г. на базе Рудничного детского дома для умственно отсталых детей. Формирующий эксперимент включал два этапа: подготовительный и основной. Цель подготовительного этого этапа - сформирова ...

Разделы