Психологические особенности личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения

Педагогика » Психологический анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения » Психологические особенности личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения

Страница 3

Учителя с демократическим стилем общения имеют высокий самоконтроль.

Это свидетельствует об организован­ности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Такой учитель действует планомерно и упорядоченно, не разбра­сывается. Высокий самоконтроль основан на четко осознанных целях и мотивах поведения. Начатое дело доводит до конца. Хорошо осознает социальные требования и старается их выполнять. Заботится о своей репутации. Это надежный руководитель.

Итак, проанализировав качества, попавшие во второй фактор, мы можем видеть портрет демократичного учителя несколько отличающегося от первого портрета. Эти характеристики не являются ведущими, они могут проявляться в стрессовой ситуации, а в повседневном общении мы можем их не увидеть. Перед нами смелый, решительный человек, контролирующий себя, общительный. Мы видим, что демократичный учитель может быть и жестким в общении, когда это необходимо.

Психологические особенности личности учителя с авторитарным педагогическим стилем

Для учителей с авторитарным стилем педагогического общения характерна реактивная уравновешенность. Она говорит о стабильности, жизнерадостности, решительности, предприимчивости, склонности не замечать тонкости жизни. У такого учителя могут возникать трудности из-за слишком поспешных действий без достаточных размышлений. Эта черта личности тесно связана с твердостью характера авторитарного учителя, с его доминированием.

Независимость еще одна личностная особенность авторитарного педагога. Этот человек не колеблющийся, самостоятельный, уверенный в своих силах и возможностях. Любит, чтобы другие подчинялись его воле. Такой учитель смел и беспечен.

Учитель с авторитарным стилем – экстраверт. Он социально контактен, незаторможен, успешно устанавливает и поддерживает межличностные отношения. Такой человек активно общается, но в общении привык доминировать, действовать решительно, иногда грубо.

Для авторитарного педагога характерна расслабленность. Такие люди безразличны к своим удачам и неудачам, невозмутимы, к переменам и достижениям не стремятся. Возможно, это связано с тем, что такие учителя адаптировались в своем рабочем коллективе, нашли свое место, привыкли к людям и отношениям.

По результатам обследования, можно говорить о том, что для авторитарных педагогов характерна беспечность как личностная черта. Такие учителя – бодрые, беспечные люди, легко воспринимающие жизнь. Они верят в удачу. Авторитарные учителя мало заботятся о будущем. Разговорчивы, склонны к поверхностной активности. В малых группах часто выбиваются в лидеры. Этот факт напрямую связан с высоким уровнем доминантности авторитарного учителя.

Авторитарные педагоги неотзывчивы. Часто они бывают безразличны к чужим нуждам, нечувствительны к поведению других, не умеют сопереживать. Стремятся к личной выгоде в общении. Часто не замечают, что ученики нуждаются в их опеке и заботе.

Для личности педагога с авторитарным стилем общения характерна такая черта как адаптированность. Жизнь в целом удовлетворяет человека. Однако низкие значения по данному фактору означают недостаток мотивации. Учитель не стремится к большому делу, не ставит перед собой задачу достижения трудных целей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Основы диагностической деятельности психолога: виды, цели, задачи, основные принципы
Исходя из наиболее общего определения психодиагностики как « .области психологической науки, разрабатывающей теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности», уточним область диагностической деятельности п ...

Межпредметные связи при решении расчетных задач
К изучению математики учащиеся средней школы приступают на 7 лет раньше, чем к изучению химии. За этот период обучения они приобретают значительный объем математических знаний, умений и навыков по решению алгебраических задач. Правильное использование учителе ...

Разделы