Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы должен быть составлен определенный алгоритм, некая схема, позволяющая наиболее рационально и грамотно организовать внеурочную деятельность. Элементы ее таковы.
Определение целей и задач. Цель – планируемое отношение, которому посвящено организуемое педагогом дело. Цель конкретизируется в серии форм воспитательной работы, ибо одним актом воспитательного воздействия отношения не сформировать, т.е. для достижения цели воспитатель формулирует несколько (2 – 3) задач, которые представляются реальными в данном воспитательном мероприятии. При этом имеются в виду цели и задачи как предметные (для воспитанников), так и воспитательные (для педагога).
Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и названия мероприятия.
Создание психологического настроя: зажигательный рассказ о предстоящем деле, предварительные ритуальные действия, выпуск стенгазеты, написание необычного объявления.
Предварительная подготовка:
· подбор содержательного материала;
· определение средств;
· приглашение гостей и участников извне;
· распределение ролей и поручений;
· определение места, времени, роли каждого участника;
· подготовка и отбор средств;
· изготовление атрибутики, оформления и т.д.
В проведении самого воспитательного мероприятия важны такие его элементы, как: начало – для создания психологического настроя; содержательная часть (как предметная деятельность воспитанников и педагогов, направленная на достижение предметной и воспитательной целей); аккордно-финальная часть: принятие решения, обращение, определенные ритуалы завершения – создает определенное эмоциональное состояние, проецирующее потребности дальнейшей совместной деятельности.
Педагогический анализ, совершаемый в два этапа:
· обсуждение успешности (неуспешности) предметного результата вместе с детьми, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;
· и собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками.
Анализ воспитательного результата может включать такие элементы, как: мера достижения цели и решение стратегических и тактических задач; характеристика эффективности избранных средств, методов и приемов; степень активности участников и их удовлетворенность от участия в деле; особенности индивидуальных проявлений (исполнение своей роли, эмоциональное состояние и реакции и т.д.); логика и структура воспитательного мероприятия, его эффективность; педагогическое мастерство воспитателя, поведение, характер отношений с детьми и т.д.
Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое приобщает школьников к самостоятельной творческой деятельности, мобилизует их познавательную активность, развивает инициативу, умения и навыки самообразования.
внеурочный русский язык информатика
Другие статьи:
Психолого-педагогические аспекты развития музыкального слуха
Для музыки, музыкального искусства слух имеет главенствующее значение, так как само музыкальное искусство строится на принципах слухового восприятия и обращено именно к нему. «Музыкальный слух предполагает именно специфические способности человека по восприят ...
Роль географического прогнозирования в географической науке
Перед тем, как обозначить роль географического прогнозирования в системе экологического и природоохранного образования, необходимо дать ему определение, максимально точно отражающее его суть для целей использования его в школьной географии. В различные период ...