Методика обучения школьников в рамках интегрированных кружков по информатике

Педагогика » Интегрированные кружки по информатике как средство информатизации обучения в школе » Методика обучения школьников в рамках интегрированных кружков по информатике

Страница 1

Для лучшего понимания того, как должны проводиться занятия в интегрированных кружках по информатике, сначала рассмотрим возможные формы внеурочной деятельности школьников и определим, что непосредственно можно называть внеурочной деятельностью школьников.

Под внеурочной деятельностью понимается система занятий и общения учащихся в школе после уроков. Исключительно большое значение в организации внеурочной жизни школьников имеют идеи В. А. Сухомлинского. По его мнению, внеурочная деятельность предполагает коллективизм действий, свободу выбора занятий, общественную направленность деятельности, деловое и разнообразное сотрудничество воспитателей и воспитуемых. Внеурочная деятельность позволяет развивать индивидуальные особенности, интересы и склонности, формировать многие ценные моральные качества, прививать необходимые умения и навыки.

Любая форма внеурочной деятельности имеет цель – развитие определенного отношения к чему-либо: музыке, живописи, природе, книге, другому человеку, учебе и так далее. Причем это отношение является предметным для воспитанника и воспитательным для педагога. В зависимости от этого выбирается форма: чем многообразнее и ярче палитра организационных форм воспитательной работы, тем легче достигается цель и решаются задачи воспитания.

Более пристальное рассмотрение организационной формы воспитательной работы как педагогической категории приводит к видению ее многообразных аспектов, сторон, выражений, а значит, позволяет педагогу сделать процесс выбора форм процессом творческим.

Формы воспитательной работы достаточно многообразны:

· простые (как акт ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в самые многочисленные отношения);

· кратковременные (например, 5 минут с одним стихотворением) и длительные;

· групповые (от двух участников и более), коллективные (группа, секция, кружок) и даже межрегиональные;

· традиционные (стандартные, шаблонные) и творческие (нестандартные, нетрадиционные, исключающие шаблон, создаваемые педагогами и воспитанниками в совместной творческой жизнедеятельности);

· спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса и специально организованные, спланированные и особым образом инструментованные педагогом или педагогическим коллективом;

· регулярные (внесенные в план встречи под рубрикой, например, «Интересный человек рядом», «Круглый стол с острыми углами», «День именинника» и т.п.) и эпизодические (как календарные, так и ситуативные, проводимые воспитателем исходя из задач воспитания).

В литературе встречаются и другие классификации форм внеурочной деятельности. Наиболее распространено следующее деление форм внеурочной работы:

· индивидуальные,

· кружковые,

· объединяющие,

· массовые.

Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание, которая позволяет каждому найти свое место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знания индивидуальных особенностей учащихся путем бесед, анкетирования, изучения их интересов.

Кружковая внеурочная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определенной области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие ее формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные).

К объединяющим формам работы относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей.

Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, служит важным средством сплочения коллектива. Массовая работа стимулирует детскую активность, развивает инициативу.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Воспитание лидера как психолого-педагогическая проблема
Термин «лидер» имеет англоязычное происхождение. В словаре иностранных слов понятие «лидер» раскрывается как «член группы с наивысшим статусом, за которым признается право принимать решения в значимых для этой группы ситуациях». Согласно определению философск ...

Теоретический аспект проявления агрессии в дошкольном возрасте
Агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу (Агрессия от лат. aggressio — нападение). Однако обратимся к исследованиям психологов, к тому, как они выявляют и описывают уровень агресси ...

Разделы