Сущность и содержание понятия экологическое мировоззрение

Страница 3

Американский провозвестник инвайронментализма О.Леопольд еще в 40-е гг. XX в. утверждал, что разрешение экологического кризиса состоит в необходимости сменить экономическую мотивацию охраны природы на собственно экологическую. Для этого он впервые ввел понятие «этики земли», направленной на обоснование биотического права на жизнь всех членов экологического сообщества. О.Леопольд, фактически, предвосхитил появление и разработку коммуникативной этики в рамках неопрагматизма и, более того, распространил ее на область инвайронментальных отношений. Практический смысл этики земли или по-другому «этики широкого сообщества» заключается в том, что она «расширяет пределы (морального - И.К.) сообщества, включая в него почвы, воды, растения и животных». Таким образом, по мысли автора, этика образует окончательное эволюционное единство своих оснований: она охватывает межличностные, общественные и инвайронментальные отношения. На своем нынешнем последнем этапе развития этика как этика земли «меняет роль человека, превращая его из завоевателя (экологического - И.К.) сообщества в рядового и равноправного его члена. Это подразумевает уважение к остальным сочленам и уважение ко всему сообществу». Онтологический статус человека в сообществе живущих определяет его моральные права и обязанности. Чтобы видеть вокруг себя Мир с большой буквы и охранять Природу с большой буквы, необходимо быть Человеком с большой буквы, т.е. обладать экологической совестью, способной в каждом Другом видеть живое существо земли. И хотя нельзя до конца согласиться с тем, что «мы можем быть этичными только по отношению к тому, что можем видеть, чувствовать, понимать и любить», ибо иначе мы оказались бы заложниками сугубо произвольного и по сути своей эстетического, а не этического выбора, необходимо признать, что О.Леопольд наиболее точно выразил метафизическую и в то же время самую непосредственную цель экологической практики - здоровье земли. А «здоровье земли заключается в ее способности к самообновлению. И охрана природы воплощает наши попытки понять и сохранить эту способность».

Однако, в современном мире решение проблемы экологического кризиса не лежит только в области природоохранной деятельности, это вопрос развития всего социального дискурса, воплощающего содержание конвенциональности человеческого существования. У современного человека, проживающего в каменных джунглях мегаполисов, не развита культура общения с природой. Поэтому, чтобы заниматься природой, необходимо, прежде всего, заняться культурой. До тех пока мы будем воспринимать природу только как пространство между городами, производящее пищевые продукты, нет смысла говорить об этике земли. Наш современник уже давно отделен от земли множеством посредников, медиумов, которые составляют свою собственную реальность массовых коммуникаций. Язык, техника и мораль формируют особый культурный дискурс, при котором средства потребления и приспособления начинают доминировать над целями деятельности. И таким образом отношения к реальности строятся с точки зрения максимизации манипулятивных возможностей деятельности, направленной на успешную конкурентную эксплуатацию действительности, включая природу, людей и самих себя. О таком типичном манипуляторе О. Леопольд писал: «Оставьте его на день наедине с землей, и если там не окажется поля для гольфа или какого-нибудь «красивого пейзажа», у него челюсти сведет от скуки». И не секрет, что зачастую после такого «любования природой» остаются лишь горы мусора, поломанные деревья и пепелища. Подобное отношение к земле является не индивидуальной склонностью конкретных людей, но служит свидетельством состояния всей культуры как системы трансляции ценностей.

Страницы: 1 2 3 

Другие статьи:

Требования к личности школьника при переходе на вторую ступень общего образования в аспекте психологической готовности
В последние годы в педагогической и психологической литературе так много говорится о сложностях перехода младшего школьника в среднюю школу, что этот период стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9—10 лет, порождающий серьезные п ...

Выявление эффективности формирования знаний и умений детей о народных традициях Башкортостана
Диагностическое обследование знаний детей по приобщению детей дошкольного возраста к национальным традициям в старшей группе №4 на середину 2008 — 2009 учебного года. Ф.И. ребёнка Башкирский орнамент Башкирские композиторы Башкирские легенды Башкирские национ ...

Разделы