Специальные компетенции

Страница 5

мы определяем, как толерантность к ценностям и культурным особенностям других этнических, языковых и конфессиональных групп, определяющую готовность к межкультурным контактам .

Современное образование характеризуется внедрением компетентностного подхода, в том числе и в подготовке учителей технологии. В современных социокультурных условиях учитель технологии должен иметь знания о культуре своего народа, знания о культурах других народов, по проблеме этнокультурных различий; следовать нормам поведения, отвечающим культуре межнациональных отношений; проявлять активность в межкультурном общении; выбирать темы учебных заданий, отражающие этнокультурные особенности нашей многонациональной среды; испытывать готовность понимать этнокультурные ценности других народов и пр. Следовательно, с педагогических позиций целесообразно говорить о проработке профессионально-педагогических компетенций обусловленных этнокультурными факторами.

Известно, что термин «компетенция», введенный в научный оборот Н. Хомским, достаточно полно обоснован в исследованиях, которые проводятся учеными под эгидой Совета Европы. В психолого-педагогической литературе компетенции (от лат. competentia) — «это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [2]. Следовательно, компетенция— это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, то есть соответствие лица, занимаемому месту, способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями. Целый ряд ученых (Зимняя И.А., Хуторской А.В,. Щукин А.Н. и др.), в том числе и авторы «Стратегии модернизации содержания общего образования» приводят собственное видение содержания основных ключевых компетенций и компетентностей.

В разработанной нами модели формирования этнокультурной толерантности

у школьников в процессе изучения образовательной области «Технология», мы выделили ряд педагогических условий, которые могут быть реализованы в учебно-воспитательном процессе лишь учителем, обладающим этнокультурной толерантностью [1]. Рассмотрим данную модель подробнее:

1. Содержание образования (НРК). Национально-региональный компонент содержания образования определяется природно-географическим, социально-экономическим и историко-культурным единством региона. Обеспечивает учет этнокультурных особенностей всех учащихся в процессе обучения, вводит в образовательный процесс местный социально — культурный потенциал, обеспечивает ответственную поведенческую, жизненно — смысловую ориентацию учащихся, их социокультурную адаптацию и профессиональное развитие;

2. Реализация учителем ситуаций межэтнического взаимодействия учащихся гарантированно обеспечивает соответствующее взаимодействие (получение учащимися позитивного опыта межнационального взаимодействия) и обеспечивает положительное отношение к данному опыту, развивает навыки межэтнической коммуникации;

3. Особенности личности учителя, ее воспитательное влияние. Характеризуются статусом учителя, его референтностью и аттрактивностью; социальными и профессиональными установками учителя, а именно: диалогичностью общения с учениками, этнотолерантной направленностью.

В рамках проблемы формирования этнокультурной толерантности на уроках технологии нам бы хотелось акцентировать внимание на уровнях и проявлениях толерантности в образовании (Дмитриев Г. Д.):

1. Обучение толерантности. Этот уровень предполагает развитие у учителя и ученика терпимости культурных различий и либеральное отношение к ним, даже если на первый взгляд они кажутся неприятными или абсурдными; формирование готовности допускать отклонения от общепризнанных стандартов оценки и понимание относительности их точности.

2. Понимание и принятие другой культуры — предполагает изучение и оказание поддержки культурным различиям. Если учащийся принимает различия, то он признает и утверждает своими поступками и делами их важность и ценностную значимость для себя и для окружающих. Вместе с тем каждый школьник должен видеть, что учитель не отрицает его уникальность, а относится к ней с пониманием и желанием узнать о ней больше и лучше понять ее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Организация и методика исследования быта и жизнедеятельности детей
Целью констатирующего эксперимента стало определение исходного уровня развития воспитанников, их жизнедеятельности в условиях интернатного учреждения. Задачи эксперимента: 1. Выявить характерные особенности детей, оставшихся без попечения родителей и детей, в ...

Психология и структура педагогического общения
Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Но есть такие виды труда, где оно выступает не как форма обыденного человеческого взаимодействия, а как категория функциональная. Именно функциональным и профессионально значимым является общение в ...

Разделы