Специальные компетенции

Страница 2

Классный коллектив — сложная социально-педагогическая общность, которой свойственны повышенная критичность учеников друг к другу и к учителям; несовпадение структуры личных и деловых отношений; неопределенность и растерянность перед выбором будущего профильного ориентира и другие противоречия. Координировать эти действия в контексте соответствия «цель ↔ деятельность ↔ результат», сводя к минимуму неизбежные рассогласования в силу высокой динамичности и непредсказуемости поведения участников педагогической системы, следует на основе эффективной профессиональной деятельности педагога. Адекватность восприятия, понимания и умения разрешать эти противоречия учителем зависят от его педагогического мастерства; степени проявления эмпатии, внимания; характера используемых учителем форм воздействия на ученика в процессе решения учебно-воспитательных задач; объективной оценки действий и поступков учащихся; стилей общения и руководства классным коллективом; уровня профессионального педагогического мышления и т.д. О личности учителя ученики судят по отдельным, наиболее характерным чертам. Особенно ценимы подростками такие качества, как справедливость, умение интересно излагать материал, находчивость, эмоциональная отзывчивость, готовность принимать участие в общих с ними делах, требовательность, изобретательность, верность слову. Однако оценки подростков полярны и категоричны, даже один случай проявления некомпетентности может надолго испортить имидж учителя, взаимоотношения с учащимися. Иными словами, преподавателю авторитет у подростков завоевать легко, но его так же легко и потерять. Поэтому руководство таким сложным организмом, как класс, ученический коллектив, обязывает преподавателя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых педагогических ситуаций. В этих условиях особую значимость приобретают личностные качества учителя, которые становятся профессионально важными предпосылками создания благоприятных взаимоотношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств: трудолюбие, гуманизм, терпимость, ответственность, дисциплинированность, нравственность, объективность, честность, патриотизм, самообладание, дружелюбие, высокие академические знания, систематическое повышение своего профессионализма и многое другое. Через эти требования педагог реализует себя как специалиста, выполняющего свои обязанности в системе отношений «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель-ученик-родитель», «учитель-родитель» и т.д.

Довольно часто, говоря об итогах педагогической деятельности, имеют в виду результаты педагогического процесса в целом. Но такое понимание столь важных категориальных понятий в педагогической теории и практике иногда приводит к путанице в профессиональном сознании. Педагогическая деятельность, может быть представлена в «чистом» виде, т.е. исключительно как деятельность педагога, тогда как педагогический процесс рассматривает педагогическую деятельность в результате взаимодействия учителя и учащихся. При таком подходе содержание понятия «педагогический процесс» органично вбирает в себя как деятельность педагога, так и деятельность учащихся: учитель в своей деятельности формирует, развивает познавательные потребности ученика, создает условия, чтобы ученик осознал противоречия между собственными познавательными потребностями и имеющимися у него возможностями их удовлетворить; действия учителя направлены на то, чтобы организовать, стимулировать, активизировать деятельность учащихся; цели, которые в своей деятельности ставит ученик, должны соответствовать целям учителя.

Рассматривая педагогическую деятельность как сложную процессуальную систему, И.А. Колесникова и Е.В. Титова выделяют в ней такие наиболее крупные ее элементы, как: процесс организации деятельности учащихся (учебной, воспитательной, социальной, творческой, художественной, досуговой и др.); процесс обеспечения (оснащения) собственной деятельности и деятельности учеников (методического, технологического, информационного, материально-технического и др.); процесс профессиональной самореализации (сознательное проявление личностных качеств, профессиональной позиции, реализация накопленного опыта, демонстрация профессионального мастерства и т. д.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Растровая графика
Компьютерная индустрия породила сотни новых и необычных терминов, пытаясь объяснить, что такое компьютер и как он работает. Термин растровая графика достаточно очевиден, если усвоить понятия, относящиеся к растровым изображениям. Растровые изображения напомин ...

Особенность тренинга развития сплоченности школьного коллектива
Если мы имеем дело с учебным (школьным коллективом), то здесь важен еще один аспект его деятельности: не только сплоченность, но и вектор ее направленности. Часто класс является сплоченным, но не для реализации учебных целей, а для удовлетворения самых разных ...

Разделы