Сущность активизации познавательной деятельности

Страница 2

По мнению многих исследователей (Щукина Г.И, Оконь В., Харламов И.Ф. и др.), в основе активизации процесса обучения лежит познавательный интерес, который определяется как интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке, как потребность, прошедшая мотивацию, сообщающая учебной деятельности занимательный характер. Щукина Г.И. выделяет несколько уровней познавательного интереса:

1) Элементарный: "открытый, непосредственный интерес к новым фактам", явлениям, о которых ребёнок узнает во время учебной деятельности.

2) "Интерес к познанию существенных свойств" явлений и объектов. На этом уровне ученику необходимо привлекать свои способности в области поиска и предположений, умения увидеть закономерности.

3) "Более высокий уровень… интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений". Данный уровень связан с творческими способностями ребенка, с улучшением имеющихся и приобретением новых приемов учения. Учащийся имеет внутренний мотив для того, чтобы глубоко осмыслить явление.

Таким образом, познавательный интерес является одним из самых важных мотивов активной учебной деятельности, стимулирует мыслительные процессы и познавательную деятельность в целом, определяет отношение учащихся к предмету, под его воздействием деятельность школьников становится более продуктивной. Для его возникновения важен ряд факторов: вовлечение ученика в самостоятельный поиск, разнообразие материала, "понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета и отдельных разделов".

Для повышения познавательной активности используются активные методы обучения. Под понятием "метод" в педагогике подразумевается способ взаимодействия учителя и учащихся, их "упорядоченная деятельность, направленная на достижение цели обучения".

Следовательно, метод активного обучения – "совокупность способов организации и управления … познавательной деятельностью…, способная активизировать мышление и поведение, обеспечить высокую степень вовлечения обучаемых в учебный процесс", предполагающая их обязательное взаимодействие.

При использовании традиционных методов уровень усвоенного материала недостаточно высок. Для повышения результативности учебного процесса находятся более эффективные методы и приемы. Это могут новые способы и формы осуществления обучения (инцидент), это могут быть традиционные методы с учетом привлечения познавательного интереса и, как следствие, познавательной активности (дискуссия, "круглый стол"), также это могут быть ставшие традиционными методы, при использовании которых активность учащихся является основным условием (игры). Последнее происходит за счет предоставления учащимся самостоятельно разрабатывать идеи, предположения, за счет развития в них познавательной активности, применения новых приемов в рамках известного метода, за счет использования имеющихся технических средств. Данные методы наиболее продуктивны при обучении иностранному языку, поскольку в этих условиях я наибольшей эффективностью формируются и развиваются коммуникативные умения.

"К группе методов активного обучения относят методы, включающие в себя совокупность способов организации и управления учебно-познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной и коммуникативной деятельностью обучаемых", что является необходимым условием обучению иностранному языку.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Урок – основная форма обучения биологии
Основной формой организации процесса обучения биологии является урок. Его построение и методы проведения – главнейшая проблема методики обучения. Вся учебно-воспитательная система, весь комплекс сложных компонентов содержания, методов воспитания реализуется в ...

Особенности фонематического восприятия у дошкольников
Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно у ...

Разделы