Понятие проблемной коммуникативной задачи

Страница 1

Существует большое количество методов активного обучения, которые систематизируются по различным признакам. В классификациях различных авторов (классификации А.А. Сидорова, М.В. Прохоровой, Б.Д. Симохина; И.Ф. Харламова; А.А. Балаева и др.) особое место занимает проблемное обучение.

Проблемное обучение пока нечасто используется при обучении иностранному языку. Между тем его отдельные методы и приёмы могут успешно применяться на практике. "Для этого целесообразно выделять маленькие проблемы в каждом учебном материале".

Проблемной задачей является "задача, самостоятельное решение которой обращено на получение новых знаний, новых способов и действий" Содержание такой задачи – проблема, основанная на противоречии между известным и тем, что необходимо найти, с помощью промежуточных действий. Данное определение отражает основную функцию проблемной задачи – приобретение новых знаний, умений, способ их усвоения, способ действия учащихся.

Хуторской А.В. определяет проблемную задачу как форму "организации учебного материала с заданными условиями и неизвестными данными, поиск которых предполагает от учащихся активную мыслительную деятельность: анализ фактов, причин происхождения объектов, их причинно-следственных связей". Это определение также даёт основные свойства проблемной задачи – наличие известного и неизвестного, направление учащимся своих умственных усилий на разрешение возникшего противоречия, условие решения – активная деятельность учащихся, но не указывает на способ его взаимодействия с преподавателем.

Итак, основным признаком проблемной задачи является временное отсутствие у субъекта средств решения, т.е. невозможность решить задачу с помощью установленной последовательности точно определенных операций. В обучении проблемная задача обычно выступает как такой способ предъявления знания, который побуждает учащегося к поиску новой информации, не известной ему в период предъявления задачи. Такого рода задачи "содержат в себе элементы, находящиеся в противоречивых отношениях между собой, так и с наличными знаниями учащихся".

В структуре проблемной задачи выделяются следующие компоненты (по Кудрявцеву В.Т):

1) условие (данная информация), те сведения, с которых начинается решение;

2) требование;

3) искомое (неизвестное).

Данные компоненты отражают признаки этого типа задач, характеризуют их как данность, без каждого из этих компонентов задача не будет проблемной.

И.Я. Лернер называет несколько другие составляющие в структуре проблемной задачи:

1) условие;

2)вопрос;

3)путь к решению, в состав которого включаются промежуточные вопросы и ответы "являющиеся шагами хода решения".

Данная структура учитывает процесс решения поставленной проблемной задачи, а не его результат.

Проблемные ситуации классифицируются также по уровню проблемности, под которой Фурман А.В. понимает "соотношение количества новых, формируемых при решении данной конкретной задачи типов действия (или отдельных компонентов действия) и количества используемых при решении этой же задачи ранее сформированных типов действий (или их компонентов)". Согласно этому критерию выделяются четыре уровня проблемности:

1) самостоятельный низкопродуктивный. Задача понимается, принимается и решается после прямого анализа ее условий и требований. Основой такого решения являются свернутые неосознанные мыслительные операции, характеризующие интуитивные компоненты решения проблемной задачи. В этом случае задача низкой или средней степени трудности решается учеником на интуитивном уровне.

2) самостоятельный продуктивный. Для решения и принятия проблемной задачи от учащегося требуется максимально высокая степень концентрации внимания на объекте познания, волевых усилий в осмыслении незнакомого, организации последовательности действий над отношениями между ее элементами. Важной характеристикой хода решения является развернутость, а мыслительные действия больше осознаны.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Разделы