Понятие проблемной коммуникативной задачи

Страница 2

3) совместный высокопродуктивный. "Поисковая мыслительная деятельность учащегося осуществляется в спонтанном деловом сотрудничестве с партнером" . В этой ситуации характерны пробы и ошибки, а общение учеников является разноплановым.

4) совместный максимально продуктивный. Коллективная познавательная деятельность, направленная на поиск, в которой ход решения проблемной задачи "отличается организованностью и последовательностью в преодолении возникающих трудностей (их вносит обычно учитель), наличием содержательного сотрудничества между участниками совместной работы".

Понятие "проблемная задача" тесно связано с понятием "проблемная ситуация", их соотношение не четко определено. Некоторые исследователи (Лернер И.Я) полагают, что необходимо строго разграничивать эти два понятия, поскольку не любая проблемная ситуация переходит в задачу. В процессе возникновения перед человеком проблемы "он переводит её в проблемную задачу, т.е. в фонде знаний находит некоторые исходные параметры для решения. При неудаче ищет иные исходные параметры". Некоторые исследователи считают проблемную ситуацию разновидностью проблемной задачи, приводящей к активной познавательной деятельности учащихся.

Наиболее точным представляется мнение В.Т. Кудрявцева, который считает проблемная ситуация рождается в сознании обучаемых проблемной задачей, при которой человек наталкивается на затруднение, и в связи с этим возникает потребность найти пути его преодоления. В отличие от проблемной задачи в проблемной ситуации учащийся "является субъектом". Таким образом, проблемная ситуация является логическим продолжением проблемной задачи, конкретизирует её и может отождествляться с её решением.

Для проблемной ситуации характерно наличие преграды при достижении цели, "которой является решение проблемной задачи или нахождение выхода из психологической проблемной ситуации"; присутствие выбора варианта решения проблемной задачи; противостояние мнений; отсутствие полных исходных данных.

В процессе реального обучения используются различные по форме и направленности проблемные задачи такие, как практические, игровые, коммуникативные и др.

Обучение иностранному языку строится на принципе коммуникативности, согласно которому процесс обучения, где это целесообразно и возможно, строится…соответственно процессу общения, т.е. как его модель". Поэтому наиболее актуальным представляется в рамках данной работы рассмотреть понятие проблемной коммуникативной задачи.

Основным видом деятельности на уроках иностранного языка на современном этапе является коммуникация, которая, как и любой другой вид деятельности, представляет собой целенаправленный процесс. Цель говорения уточняется коммуникативной задачей, обусловленной ситуацией, например, выразить, доказать, опровергнуть мнение, рассказать о предмете, событии и т.п., спросить и т.д. "За каждой из коммуникативных задач, возникающих в отдельных речевых ситуациях, стоит общая цель говорения как деятельности".

В структуре традиционной коммуникативной задачи можно выделить следующие компоненты (по Р.К. Миньяр-Белоручеву, Б.И. Турчиной):

1) цель, на что направлено говорение в данной ситуации;

2) предмет действия, "которым следует манипулировать";

3) определённый способ действия.

Например, в процессе формирования фонетического навыка это является целью деятельности, предметом могут быть лексические единицы, новые фонетические явления, способом действия – повторение. В случае если один из приведённых компонентов отсутствует, то задача становится проблемной. Например, в этом же случае произнесение слов с долгим или кратким звуком, для этого необходимо знать тип слога.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Игра как форма детского массового мероприятия
На протяжении многих лет имидж отдела массовых мероприятий определяла игра. Уникальный мир игры явился неотъемлемой частью организации детских праздников. Невозможно отрицать то огромное влияние, которое оказывали патриотические, интернациональные, пионерские ...

Методические рекомендации для учителей начальных классов по построению педагогического имиджа
Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному): 1. Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности. 2. Следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до ...

Разделы