Психологический инструментарий в имиджелогии педагога и особенности его использования в процессе становления личности младшего школьника

Педагогика » Имидж педагога » Психологический инструментарий в имиджелогии педагога и особенности его использования в процессе становления личности младшего школьника

Страница 3

5. Саморегуляция речи - выражается в управлении учителем громкостью звучания речи и ее темпо-ритмической характеристикой.

Известно, что собственно информационная сторона речи учителя еще не является фактором передачи знаний. Весьма важно и то, как звучит содержательная речь. Это требование к устной речи особо возрастает, когда в роли воспринимающих ее выступают дети - главная учительская аудитория.

Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, учитель тем самым самосовершенствуется. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. При этом деятельность выступает как бы гранью перехода личностного внутреннего во внешнее - продуктивное. Это чаще всего - оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса - от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их презентации, а также в стиле общения со всеми участниками целостного педагогического процесса, в каждой эмоциональной реакции на поведение школьников, в разрешенной себе степени свободы импровизации на уроке.

Внутренний образ - это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

Внешний образ - это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока.

Таким образом, сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов психологии и педагогической науки. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве. Да, творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество композитора и художника — а может быть, и куда более сложное.

Разумеется, научный анализ педагогической деятельности отдает должное уникальности творческого метода каждого педагога, но сам он построен не на описаниях, а на принципах сравнительного исследования, качественно-количественного анализа. Особенно перспективным принято считать направление, связанное с применением принципов системного подхода к анализу и построению моделей педагогической деятельности.

Имидж педагога рассматривается нами как важный аспект его профессионализма и средство педагогического влияния на школьников. Он раскрывается в двух планах: во-первых, с точки зрения требований к учителю со стороны общества (каким оно себе представляет педагога как просветителя и носителя нравственного опыта); во-вторых, с позиций учителя - каким он стремится представить себя детям, что он хочет о себе заявить обществу.

Имидж педагога - это, во многих отношениях, его социально-желательный образ. Как отмечал Э. Фромм, для обретения позитивного имиджа человек должен обладать высокими профессиональными качествами и приятными личными свойствами. «Духовное богатство личности, - считает K.M. Гуревич, - эмоциональное наполнение проявляются через внешнее поведение, внешний облик. Индивид, несущий на лице следы непроходимой дремучести, но призывающий нас прорываться к высотам интеллекта, подозрителен».

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Неурочные формы в процессе обучения музыке
В качестве примеров неурочных форм обучения музыке рассмотрим хор, ансамбль и оркестр. Хор (др.-греч. χορός толпа) - хоровоой коллектив, пеевческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совмес ...

Двигательная характеристика и методика обучения дошкольников спортивным играм
Методика проведения спортивной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка во ...

Разделы