Выявление словарного запаса детей с общим недоразвитием речи

Педагогика » Формирование лексики дошкольников с общим недоразвитием речи » Выявление словарного запаса детей с общим недоразвитием речи

Страница 3

Инструкция:

1 серия – Покажи!

2 серия – Назови!

Лексические темы:

«Посуда»: вилка, ложка, чашка, чайник, тарелка, кастрюля.

«Одежда»: юбка, кофта, джинсы, носки, платье, рубашка.

«Обувь»: валенки, сапоги, туфли, ботинки, кроссовки, галоши.

«Овощи»: лук, свекла, морковь, помидор, огурец. Репа.

«Фрукты»: яблоко, груша. Лимон, апельсин, виноград, слива.

«Мебель»: диван, шкаф, кровать, стол, стул, кресло.

«Дикие животные»: белка, лиса, заяц, медведь, ёж, лось.

«Домашние животные»: корова, лошадь, коза, свинья, собака, кошка.

«Деревья»: берёза, ель, дуб, рябина, клён.

«Цветы»: гвоздика, роза, тюльпан, колокольчик, ромашка, ландыш.

«Продукты питания»: хлеб, колбаса, мясо, рыба, сыр, яйцо.

«Транспорт»: автобус, троллейбус, трамвай, поезд, самолёт, легковой автомобиль.

«Инструменты»: пила, топор, молоток, ножницы, игла, гвоздодер.

«Бытовая техника»: телефон, лампа, пылесос, утюг, телевизор, магнитофон.

«Школьные принадлежности»: пенал, портфель, карандаш, ручка, линейка, книга.

«Спортивный инвентарь»: мяч, скакалка, гиря, лыжи, коньки, ракетка.

«Специальная техника»: подъемный кран, экскаватор, трактор, комбайн, пожарная машина, грузовой автомобиль.

«Ягоды»: земляника, малина, калина, крыжовник, вишня, черная смородина.

«Домашние птицы»: гусь, индюк, петух.

«Дикие птицы»: сорока, ворона, сова, ласточка.

«Грибы»: мухомор, лисичка, подосиновик, опята, белый гриб, груздь.

«Рыбы»: сом, щука, окунь, акула.

«Головные уборы»: шапка, кепка, шляпа, берет, косынка, панамка.

«Профессии»: доктор, учительница, продавец, повар, маляр.

«Музыкальные инструменты»: скрипка, гитара, пианино, балалайка, гармонь, барабан.

«Насекомые»: бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза.

Задание 2.

Цель: выявление умения обобщать группу предметов.

Инструкция:

- Назови, что это? Назови, одним словом.

Тарелка, кастрюля, вилка, сковорода.

Брюки, кофта, пальто, рубашка.

Сапоги, кроссовки, туфли, ботинки.

Огурец, помидор, морковь, свекла.

Яблоко, слива, груша, апельсин.

Стол, стул, диван, шкаф, кресло.

Медведь, лиса, белка, заяц, ёж.

Кошка, собака, корова, коза, лошадь.

Береза, клен, липа, дуб, сосна.

Ромашка, колокольчик, роза, тюльпан.

Хлеб, колбаса, рыба, сыр, молоко.

Автобус, троллейбус, автомобиль, поезд.

Пила, топор, молоток.

Пылесос. Холодильник, утюг, телевизор.

Пенал, портфель, ручка, линейка.

Мяч, скакалка, лыжи, коньки.

Экскаватор, трактор, подъемный кран.

Малина, крыжовник, вишня, земляника.

Задание 3.

Цель: выявление умений выделять части предмета из целого.

Инструкция:

1 серия – Покажи!

2 серия – Назови!

Что есть у чайника: донышко, носик, крышка, ручка.

Что есть у рубашки: воротник, карман, манжета, рукав.

Что есть у стула: сиденье, спинка, ножки.

Что есть у машины: руль, кузов, кабина, колеса, фары.

Инструкция: Назови слово по описанию действия.

- Где читают и обменивают книги?

- Где смотрят спектакли?

- Где живет скворец?

- Где зимой спит медведь?

- Где работает повар?

Малознакомые слова:

Инструкция:

- Покажи!

- Назови!

Памятник, фонтан, клумба, водопад, манжета.

Инструкция:

- Скажи! Как называется предмет, которым разливают суп по тарелкам?

- Которым открывают замок?

- Который показывает, можно ли переходить улицу?

- Чем измеряют температуру?

Инструкция:

Скажи! Что такое мочалка?

- Что такое капюшон?

- что такое катушка?

- Что такое вентилятор?

- Что такое холодильник?

Задание 4.

Цель: выявление понимания и употребления в речи глаголов, прилагательных, наречий, местоимений, числительных.

Глагольный словарь.

Инструкция:

- Покажи кто? Скажи что делает?

Стрижет, фотографирует, лечит, чинит, танцует, шьет, красит.

- Скажи! Что делает маляр? Сапожник? Дрессировщик? Машинист? Портниха? Скрипач?

- Что может делать медведь? Ворона? петух? коза?

- Корова мычит, а кошка? Собака? Коза? Курица? волк? Лиса?

- Что бывает весной? Зимой? Летом? Осенью?

Прилагательные.

Инструкция:

- Покажи, что розовое, коричневое, оранжевое, голубое, круглое, квадратное, треугольное, стеклянное, деревянное, металлическое, кирпичное, длинное, короткое, низкое, высокое, широкое, узкое, кривое, ровное.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Особенности произносительной стороны речи глухих детей
Общепризнанным является положение о том, что материальной основой возникновения устной речи ребенка является становление и развитие 2-ой сигнальной системы во взаимодействии с 1-ой сигнальной системой в онтогенезе человека. Исследования физиологов и психолого ...

Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративно – прикладной деятельности
На основе результатов, полученных на констатирующем этапе, с целью развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративно – прикладной деятельности, были выдвинуты следующие задачи: – на основе исследований в области семан ...

Разделы