Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом на занятиях изобразительным искусством

Педагогика » Развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом на занятиях изобразительным искусством » Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом на занятиях изобразительным искусством

Страница 3

Очень важно для ребенка, страдающего ДЦП, правильно организовать досуг. Зачастую содержательный досуг – единственная ниточка, связывающая его, находящегося в социальной изоляции, с внешним миром. Это для него спасительная возможность на какой-то момент забыть о своих проблемах, своих трудностях и погрузиться в царство радости и фантазий. Часто эти занятия перерастают в пожизненное хобби, повышается самооценка ребенка. Не стоит навязывать свои идеи и желания, ребенок сам должен сделать свой выбор, это его личное время и он сам вправе решать, чем он хочет его заполнить. Задача педагога - лишь предложить, подать идею, попытаться увлечь и не препятствовать, если ребенок предпочел другое занятие. Однако, если дети выразят желание заняться творчеством, они всегда могут взять цветные карандаши и бумагу, все это хранится в уголке творчества, расход бумаги неограничен. Всегда под рукой готовая глина, пластилин и краски. Когда дети занимаются творчеством, желательно включить негромкую спокойную музыку, чтобы создать соответствующий эмоциональный настрой. Если потребуется помощь, следует избегать распространенной ошибки: не делать вместо них, а работать совместно с ними, поддерживая и развивая инициативу. Например, дети организовали выставку портретов воспитателей ко дню учителя. Началось с того, что ребенок нарисовал портрет, и в процессе его обсуждения сошлись на том, что он похож на воспитательницу. Возникла идея о продолжении работы в этом направлении и организации выставки. Дети живо включились в этот процесс. Портретное сходство, естественно, вышло весьма отдаленное, однако короткое смешливое поздравительное четверостишие дополнило картинки и не оставило сомнений в том, кто изображен (это уже работа воспитателя). Осталось оформить работы в рамки и написать общий заголовок – и выставка готова. Никто из взрослых не остался равнодушным. Приходили и интересовались, готов ли их «портрет». Энтузиазму детей не было предела. А как они гордились интересу к их шутливой выставке! Возможно, теперь это станет доброй традицией, как стало традицией художественное оформление группы к Новому году, изготовление небольших подарков к международному женскому дню, поздравительных открыток к различным праздникам, масок к Колядкам. Старшие ребята ощущают значительность своего труда, а младшие стремятся им подражать.

Выбирая тот или иной вид досуговой деятельности, надо исходить не из паспортного возраста ребенка, а из возраста его фактического развития. При выборе вида досуговой деятельности не следует принижать его способности, говоря: «Ты этого не сможешь!». Однако и нельзя ставить слишком завышенные требования. Нужно предложить сразу несколько видов деятельности, а воспитанник сам решит, что ему больше нравится. Если ребенок берется за дело, которое ему явно не по силам, если что-то не выходит и работа испорчена, он очень огорчается. Бывает, доходит до слез. При этом отказывается от помощи, хочет все делать самостоятельно. Зная это, не нужно отговаривать его от задуманного, а постараться облегчить процесс творчества: предложить другой материал для работы, или альтернативное решение для преодоления возникших трудностей, возможно, привлечь других ребят для помощи. К сожалению, в группе есть дети, досуг которых невозможно разнообразить подвижными играми, они большую часть времени проводят в колясках, поэтому просто необходимо осваивать все новые и новые виды творческой деятельности.

Занятия изобразительным искусством воспитывают у детей с ограниченными возможностями чувство собственного достоинства и придают ощущение значимости. Благодаря тому, что занимаются они с великим удовольствием и увлечением, можно при этом решать некоторые реалибитационные задачи. Например, кроме того, что занятия рисованием, лепкой, аппликацией совершенствуют мелкую моторику, развивается зрительно - пространственное ориентация, различение цвета, пространственное и абстрактное мышление, речь, расширяется кругозор.

Чем раньше ребенок ощутит результат своей деятельности, тем выше вероятность, что в дальнейшем у него появится стойкий интерес к занятиям. Любое занятие может в дальнейшем понравиться ему, если убедить его, что он делает это по-своему хорошо, так, как никто другой выполнить это просто не в состоянии. Для оценки результатов формирующего этапа эксперимента в декабре 2008 г. был проведен контрольный этап с детьми экспериментальной и контрольной групп. На контрольном этапе была проведена авторская диагностика, содержащая те же задания, что и на констатирующем этапе эксперимента, выполнение которых оценивалось по трехбалльной системе. В диагностику были включены три группы умений и навыков: по изобразительному искусству, лепке и аппликации. Проверялись элементарные графические навыки, умение правильно держать карандаш и кисть; степень развития формообразующих движений и приемов лепки (раскатывание, вытягивание, соединение деталей). В аппликации выявлялись умение работать с ножницами, наносить клей на деталь и переносить деталь на плоскость листа.Суммируя полученные баллы, определили степень сформированности изобразительных умений и навыков на контрольном этапе эксперимента по тем же критериям, что и в констатирующем:Высокий уровень: от 45 до 57 баллов; Средний уровень: от 32 до 44 баллов;Низкий уровень: от 19 до 30 баллов. Затем полученные данные сравнили с соответствующими показателями констатирующего эксперимента:Таблица 1Соотношение уровней развития мелкой моторики на основе исследования изобразительных умений и навыков у первой и второй групп детей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Группа

Уровень развития мелкой моторики
Высокий Средний Низки
Нач. Кон. Нач. Кон. Нач. Кон.
Первая 33% 50% 33% 50% 33% 0%
Вторая 50% 83% 33% 0% 17% 17%
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности в процессе обучения иностранному языку
Работа педагога всегда очень сложный процесс. И в настоящее время, когда престиж все торговые падает значительно усложняет. В сфере искусства круг проблем, стоящих перед учителем, особенно широк, отсюда есть особой сложности нашей торговли. Вся наша деятельно ...

Подготовка учебного материала по требуемой тематике
В процессе прохождения практики была оказана помощь преподавателю дисциплины в разработке тестовых заданий по теме «Организация труда». Тестовые задания будут применяться на практических и семинарских занятиях с целью контроля уровня знаний студентов и выявле ...

Разделы