Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом на занятиях изобразительным искусством

Педагогика » Развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом на занятиях изобразительным искусством » Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом на занятиях изобразительным искусством

Страница 6

Результаты контрольного эксперимента показали эффективность предложенной системы занятий. Подтвердилась гипотеза о том, что занятия изобразительным искусством и художественным трудом способствуют развитию мелкой моторики у детей с ДЦП при следующих педагогических условиях:

1. Использование специальной, научно разработанной системы занятий.

2. Наличие материальной базы для занятий.

3. Использование наиболее эффективных методов, приемов и форм работы. Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. По данным Госкомитета РФ каждый 10-й ребенок-инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата. Среди больных имеются дети с различной степенью тяжести нарушений, вплоть до тяжелой, ведущей к пожизненной инвалидности.Детский церебральный паралич – тяжелое заболевание, связанное с поражением центральной нервной системы. У детей с ДЦП наблюдаются грубые нарушения в развитии моторики рук, которые могут быть обратимыми при определенном коррекционном и педагогическом воздействии. Поэтому изобразительное искусство представляет широкую возможность для работы в этом направлении. В результате занятий изобразительной деятельностью и художественным трудом происходит постепенное совершенствование тонкой моторики рук. Процесс изображения окружающего мира требует от ребенка определенного уровня сформированности ручной умелости. Успешное освоение изобразительной деятельности создает благоприятные условия для всестороннего развития личности ребенка.Однако у детей с ДЦП процесс формирования изобразительных навыков происходит иначе, чем в норме. Это обусловлено сложным и стойким расстройствам в сфере развития мелкой моторики: нарушению тонуса мышц, наличию насильственных движений - гиперкинезов, неправильной установке конечностей, неточности движений пальцев. Обучение таких детей основам изобразительной деятельности имеет свою специфику, требует особого подхода. Была выдвинута гипотеза о том, что занятия изобразительным искусством и художественным трудом способствуют развитию мелкой моторики у детей с ДЦП при условии использования специальной, научно разработанной системы занятий, наличии материальной базы для занятий и применении наиболее эффективных методов, приемов и форм работы. Для этой цели был проведен эксперимент на базе Рудничного детского дома-интерната для умственно отсталых детей, в ходе которого группа ребят обучалась по специальной, научно разработанной системе занятий, включающей упражнения для нормализации тонуса рук, массаж, упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев. В ходе эксперимента использовались урочная, внеурочная и самостоятельная виды деятельности.На констатирующем этапе эксперимента исследовалось физическое состояние кистей и пальцев рук и выявлялся уровень развития мелкой моторики. С этой целью была проведена диагностика изобразительных умений, куда входили графические навыки, освоение приемов лепки и умения работы с аппликацией. На формирующем этапе эксперимента была апробирована разработанная система занятий, включающая специальные упражнения для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук. В ходе эксперимента участвовали две группы по шесть человек: экспериментальная и контрольная. С экспериментальной группой проводились занятия по специальной системе, включающей упражнения на нормализацию тонуса рук, шеи; физические упражнения для нормализации мышечного тонуса, направленные на снятие чувства усталости, активизацию внимания. Во время занятия обязательно соблюдались ортопедические условия: правильная посадка, фиксации листа; у детей с гиперкинезом на запястье одевали браслет для утяжеления и частичной фиксации руки; карандаши подбирались большого диаметра.Каждое занятие, входящее в предложенную систему, решало несколько задач, а именно: формирование и коррекция графических навыков, а также развитие мелкой моторики рук, развитие зрительно-двигательной координации, тактильных и сенсорных ощущений, пространственных представлений. Кроме того, развивался кругозор детей, совершенствовались коммуникативные навыки.При выявлении эффективность разработанной системы на контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика. У всех детей экспериментальной группы отмечается значительный сдвиг в развитии мелкой моторики рук, об этом можно судить по результату усвоения изобразительных навыков. В экспериментальной группе процесс развития мелкой моторики прошел успешнее, чем в контрольной группе, разница составляет 22 балла. Если выразить эти цифры в процентах, то можно сделать вывод, что процесс развития мелкой моторики в экспериментальной группе на 60% превысил аналогичный показатель в контрольной группе.Характеризуя успехи в овладении навыками изобразительной деятельности детей с ДЦП, следует отметить, что повышение уровня развития мелкой моторики отразилась и на других видах деятельности:- повысилось качество самообслуживания (застегивание пуговиц, молний);- в хозяйственно-бытовой деятельности (двое ребят научились делать мелкий ремонт одежды);- в самостоятельной деятельности (на досуге дети часто рисуют, больше стали интересоваться настольными играми).Нужно особо отметить, что дети стали более самостоятельными, инициативными. Рисунки используются для оформления группы и служат особым предметом гордости. Было организовано пять выставок работ детского творчества: «Наши педагоги», «Коллаж – это интересно!», «День матери», «Новый год», «Колядки».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Профессиональная ориентация учащихся в условиях урочной и внеурочной работы по географии
Вся система воспитания и обучения учащихся призвана подвести их ко времени окончания неполной средней школы к обдуманному выбору профессии и соответствующего учебного заведения для продолжения образования. Поэтому с раннего возраста у детей необходимо формиро ...

Методические рекомендации для учителей начальных классов по построению педагогического имиджа
Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному): 1. Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности. 2. Следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до ...

Разделы