Семья и ее роль в воспитании личности ребенка

Страница 6

И. И. Гуртовой: "Семья — одна из высших моральных ценностей общества . Семья служит для людей первым источником социальных идеалов и образцов поведения. Она участвует в сохранении, накоплении и передаче новым поколениям трудовых навыков, обеспечивает преемственность духовной культуры. Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье" .

Известный детский психиатр М. И. Буянов считает, что все в мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья – это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально – психическое состояние. "Для одного ребенка, - подчеркивает М. И. Буянов, - семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений "семья - ребенок" имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная".

Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. "Дефекты воспитания, - считает М. И. Буянов, - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи" .

Выделяют две основные группы семей:

· Благополучная семья — это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена. Для здоровой семьи характерны сильная родительская позиция с четкими семейными правилами, гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи, наличие "образцов" поведения и взаимоотношений, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу "семейной памяти" И. В. Вострокнутов. Ледерер и Джексон считают хорошим браком тот, который характеризуется следующими признаками: толерантностью, уважением друг к другу, честностью, желанием быть вместе, сходством интересов и ценностных ориентации. В. А. Сысенко считает, что "брак стабилен лишь в том случае, когда супружеское общение несет в себе положительный эмоциональный заряд, когда ни один из супругов не испытывает чувства отчуждения и психического одиночества". А. И. Обозова отмечает, что стабильный брак обусловливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств. Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий добавляют, что стабильности семьи способствует также умение ее членов вести переговоры по всем аспектам семейной жизни .

· Неблагополучная семья. Неблагополучной М. А. Алемаскин, В. И. Селиванов, Р. М. Капралова, И. А. Невский, 3. Б. Баерюнас, Л. С. Алексеева, В. Д. Ермаков и др. считают такую семью, которая плохо справляется с одной из своих главных задач — воспитанием детей. Л. С. Алексеева поясняет: "Неблагополучная семья — это система, в которой отсутствуют или действуют неупорядоченно решающие факторы семейного взаимодействия"

Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева называют неблагополучной такую семью, где ребенку плохо. Это могут быть семьи, где жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их "для их же блага", не создают условий для нормального развития и т. д. В. Д. Ермаков добавляет, что в таких семьях "явно или скрытно содержатся в качестве основной проблемной ситуации рассогласованность положительно или отрицательно формирующихся явлений". Г. Г. Зайдуллина считает, что понятие "семейное неблагополучие" охватывает различные негативные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного или половозрелого состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами — школой, училищем, производством и другими учреждениями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Выявление уровня сформированности элементов экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Для проведения констатирующего этапа были использованы следующие методики: анкетирование и наблюдение. На констатирующем этапе исследования с целью выявления уровня сформированности элементов экологической культуры у младших школьников подобраны следующие мет ...

Понятия критического мышления
Прежде чем перейти к рассмотрению этапов формирования критического мышления, рассмотрим несколько трактовок этого термина, которые даёт Ульям Джеймс. Критическое мышление — это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность по ...

Разделы