Семья и ее роль в воспитании личности ребенка

Страница 5

"Родитель-психолог". Некоторые родители выступают в роли психолога и пытаются анализировать проблему. Они задают вопросы, направленные на диагностику, интерпретацию и оценку, предполагая, что обладают высшим знанием. Это в корне убивает попытки ребенка открыть свои чувства. Родитель-психолог стремится вникнуть во все детали с единственной целью — направить ребенка по правильному пути.

"Судья". Этот стиль родительского поведения позволяет считать ребенка виновным да вынесения приговора. Единственное, к чему стремится такой родитель, — доказать собственную правоту.

"Священник". Стиль родительского поведения, близкий к учительскому. Поучения сводятся преимущественно к морализированию по поводу происходящего. К сожалению, этот стиль безлик и не имеет успеха в решении семейных проблем.

"Циник". Такие родители обычно полны сарказма и стараются, так или иначе, унизить ребенка. Основное его "оружие" — насмешки, прозвища, сарказм или шутки, способные "положить ребенка на лопатки".

Кроме того, рассмотренные выше стили родительского поведения никоим образом не мотивируют ребенка исправиться, а только подрывают главную цель — помочь ему научиться решать проблемы. Родитель добьется только того, что ребенок будет чувствовать себя отверженным. А когда ребенок испытывает негативные чувства по отношению к себе, он становится замкнутым, не желает общаться с другими, анализировать свои чувства и поведение.

Семья – это чаще всего скрытого от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь – детей. Тем не менее существует ряд объективных социальных факторов, которые так или иначе, сказываются на всех без исключения семьях. Среди таковых можно отметить:

· Разрыв соседских, а в отдельных случаях и родственных связей;

· Все большая включенность женщины в производственную деятельность и, как следствие, двойная нагрузка на нее – на работе и в семье;

· Дефицит времени на воспитание и внутрисемейное общение;

· Жилищные и материальные затруднения.

Все это в той или иной степени обуславливает трудности в осуществлении семьей ее воспитательных функций .

В.И. Гарбузов, отмечая решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей ребенка, выделил три типа неправильного воспитания.

Воспитания по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) – неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственного правильного типа поведения. Тип воспитания А может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством.

Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности.

Воспитание по типу С (эгоцентрическое) – культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда ущерб другим детям или членам семьи .

Наиболее верный путь совершенствования воспитания детей в семье – предупреждение педагогических ошибок родителей. А это, в свою очередь, предполагает осознание и правильное истолкование наиболее типичных из них.

Причины ошибок в семейном воспитании условно можно разделить на три группы:

1. Неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств;

2. Недостаточная психологическая компетентность родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методов воспитательного воздействия;

3. Недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требования к ребенку.

О роли семьи в процессе формирования личности говорили еще Я. А.Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Б. Рассел, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский и др. Они указывали, что семье наряду с воспитанием принадлежит существенная роль в становлении личности ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста в норме и у детей с амблиопией и косоглазием
У детей раннего возраста с амблиопией и косоглазием в слуховом дифференцированном восприятии, связанном с замедленным формированием осязательного поля, сначала наблюдается некоторое отставание от зрячих, но в дальнейшем происходит его выравнивание, и ребенок ...

Методика использования элементов географического прогнозирования школьников на уроках географии в условияхпедагогического эксперимента
Целью экспериментального исследования являлось подтверждения правильности выдвинутой гипотезы и педагогической эффективности разработанной методики формирования понятия «Географический прогноз». Обучающий эксперимент проводился на базе 8 классов школ № 350, 3 ...

Разделы