Семья и ее роль в воспитании личности ребенка

Страница 7

Типологию неблагополучных семей дает А. Б. Федулова; она выделяют пять групп семей, которые в зависимости от доминирующих факторов позволяют их объединять в одну категорию семей "группы риска":

· социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);

· медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, вредные производственные условия родителей и особенно матери" антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери);

· социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);

· социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

· криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).

Типологию неблагополучных семей на основе социальных рисков и проблем воспитания ребенка предполагает И.Ф.Дементьева. Она выделяет пять групп семей, их типичные факторы неблагополучия и то воспитательное воздействие на детей, которое оказывает семья на ребенка.

1. Алкогольная семья, характеризуется:

· факторами неблагополучия: пьянство, алкоголизм, асоциальный образ жизни, социальная безответственность, половая распущенность, отсутствие средств на содержание детей.

· Дефектами воспитательного воздействия на детей: игнорирование базовых потребностей ребенка в пище, одежде, медицинских услугах, образовании, санитарно-гигиенических условиях жизни; ограничение возможностей личностного развития ребенка, низкий социальный контроль, низкая поддержка, вовлечение детей в потребление алкоголя, токсических веществ, заброшенность, принуждение к непосильному труду, сексуальное развращение.

2. Наркозависимая семья, характеризуется:

· факторами неблагополучия: потребление наркотиков, токсичных веществ, риск заболеваний, передаваемых половым путем (гепатит, ВИЧ), отсутствие средств на содержание детей.

· Дефектами воспитательного воздействия на детей: игнорирование базовых потребностей ребенка в пище, одежде, медицинских услугах, образовании, санитарно-гигиенических условиях жизни; ограничение возможностей личностного развития ребенка, низкий социальный контроль, низкая поддержка, вовлечение детей в потребление алкоголя, токсических веществ, заброшенность, принуждение к непосильному труду, сексуальное развращение, вовлечение в употребление наркотиков.

3. Криминогенная семья, характеризуется:

· Факторами неблагополучия: судимость, пребывание в местах заключения, делинквентные формы поведения родителей, игнорирование общественных норм и законов.

· Дефектами воспитательного воздействия на детей: культ силы, отрицание общественно одобряемых норм и ценностей, направленность на криминальную субкультуру и ее ценности, физические наказание детей, отсутствие нравственных авторитетов у детей.

4. Педагогически несостоятельная семья, характеризуется:

· Факторами неблагополучия: непоследовательность воспитательных действий, низкая воспитательная культура.

· Дефектами воспитательного воздействия на детей: ограничение возможностей личностного развития, завышенный или заниженный социальный контроль, низкая поддержка, отсутствие доверительных отношений, ложь и невыполнение обещаний как норма отношений, отсутствие эмпатии, завышенная критика ребенка, оскорбления и унижения ребенка, физические наказания.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Формы обучения, способствующие развитию навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках
Запрос изменения во всех сферах жизни общества поставили острые проблемы системы образования ", на котором для решения этих проблем означает, что для сохранения и приумножения культурного потенциала counyry. Это зависит от возможностей системы образовани ...

Особенности физического развития старшеклассников
Бурный, неудержимый рост и развитие, совершенствование физических и умственных способностей, формирование воли, характера, мировоззрения происходят за относительно короткое время (около трех лет) и завершаются в юности. Подростковый и юношеский возраст объеди ...

Разделы