Групповая работа и диалогизация образовательного процесса

Страница 2

Если соединять детей по их желанию, то группы получаются разного уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе. Руководить работой класса, где соседствуют сильные и слабые группы, учителю труднее. Мы остановились на такой форме подбора членов групп: организатора (капитана, руководителя) каждой группы назначает учитель из числа наиболее способных учащихся. Далее называются 4-5 человек примерно одинакового уровня знаний (в зависимости от количества учащихся в группе). Каждый организатор выбирает одного ученика к себе в группу, потом эти двое решают, кого пригласить к себе в группу из названных учителем, каждый раз отбирая по одному ученику. Таким образом, равномерно распределяются между собой сильные и слабые ученики, и группы получаются равносильные.

Для того чтобы группы срабатывались, нужны минимум 5-6 занятий. Потом можно группы переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнерами.

Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в классе. Для парной работы удобны обычные ряды, для групповой же работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел всех своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы; был в пределах досягаемости от членов групп (чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы). Дети любят переставлять парты, предлагая при этом самые разнообразные варианты их размещения.

Эмоционально значимые беседы на нравственные темы, обсуждение проблем взаимоотношений обычно ведутся, разместившись кружком. Дети не боятся обсуждать свои личные проблемы, а класс, конечно, готов им помочь.

У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу. «Мы группа, значит, мы способны действовать», - говорят дети, соединив вместе руки перед началом работы. Какие роли должны быть в группе? Здесь есть много вариантов, например:

1) организатор отвечает за работу группы в целом;

2) спикер - выступает перед классом с готовым решением группы;

3) секретарь - записывает высказанные идеи и решения;

4) критик - высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;

5) контролер - проверяет, все ли поняли принятое решение.

Вот другой вариант: капитан, докладчик, писарь, бодрила, контролер. Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей. Роль организатора очень сложна и трудна. Чтобы легче было руководить процессами, протекающими в группе, вместе с другими преподавателями лучше составить своего рода алгоритм движения при выполнении заданий в группе, взяв за основу предложенные методистами РО положения алгоритма при разработке проекта. Вот что должно получиться:

1. Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания.

2. Анализ условия (разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи).

3. Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнеров, выявление разницы).

4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполне­ния задания.

5. Совместное принятие решения.

6. Анализ решения задания, его оформление.

7. Проговаривание в группе выступления спикера.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

География химической промышленности
Химическая промышленность наряду с машиностроением является основой мировой экономики, играющей чрезвычайно важную роль в научно-техническом прогрессе человечества. Это относительно молодая отрасль, для которой характерны активное расширение объемов производс ...

Изменения в современной школе в связи с «информационным взрывом»
Все, сказанное в предыдущей главе приводит к мысли, что за период обучения в школе уже невозможно будет передать детям то количество знаний, которое понадобиться им в течение всей жизни. Конкретная информация, которую мы можем дать нашим детям, составляет тол ...

Разделы