Групповая работа и диалогизация образовательного процесса

Страница 4

Через самоактивность ребенка формируется его сознание. Термин сознание означает не просто знание, заданное извне, подлежащее усвоению. [23, с. 46] Это своеобразное соединение двух источников знания, это совместное знание, в которое и учитель, и ученик привносят часть своего опыта. По выражению И.М. Сеченова, усваивать - значит «сливать продукты чужого опыта с показаниями собственного».

Это предполагает подлинное сотрудничество учителя и ученика, в котором учитель не только учит, но и сам опирается на опыт ученика, раскрывает его, помогает извлечь из этого опыта такое содержание, которое необходимо для усвоения знаний, и тем самым обогащает этот опыт и вместе с учеником преобразует его на новой основе.

Вот почему в контексте всех подобных рассуждений особое место занимает идея М.М. Бахтина о «соучастном мышлении». В педагогическом плане проблема взаимопонимания учителя и ученика есть не только проблема межличностного общения. Это своеобразное взаимодействие учителя и ученика в процессе работы над содержанием знаний. Каждый из них « . не остается . в своем собственном мире, напротив, они сходятся в новом, третьем мире, . они обращаются друг к другу, вступают в активные, диалогические отношения…».

Собственно это и составляет сущность педагогического сотрудничества, когда в педагогической деятельности творчески работающий учитель «отходит» от привычного представления труда учителя, где одни должны учить и направлять развитие, а другие - учиться и развиваться под неусыпным надзором и руководством.

Педагогическое сотрудничество выступает как двусторонний процесс, успешность которого зависит от совершенствования как личностных качеств ученика, так и деятельности и личности самого учителя. Таким образом, в этом процессе происходит личностное воздействие и взаимодействие учителя и учащихся. Это первое важнейшее условие педагогического сотрудничества, второе - самостоятельная активность ученика. Третье условие - гуманизация педагогического процесса.

Исповедующий идею диалога учитель, сталкиваясь с искажениями и дефектами личностного развития ученика, будет стремиться найти адекватный его индивидуальным возможностям, склонностям и интересам подход. А когда найдет, то станет строить общение с учетом индивидуальных характеристик. Психологический смысл педагогического общения состоит в том, чтобы найти самый верный для каждого конкретного ученика метод взаимодействия, который пробудил бы у него добрые чувства, доверие и желание разобраться в себе и способствовал принятию правильных решений и совершенствованию своих поступков.

И, наконец, четвертое условие - творческий педагогический поиск. Перечисленные условия - это критерии, по наличию или отсутствию которых можно судить о диалогических взаимоотношениях учителя и ученика, когда учитель взаимодействует с учеником как со своим союзником и партнером (т.е. субъект-субъектные межличностные взаимоотношения).

Диалог является наиболее распространенным типом общения, где лучше всего может развернуться и проявиться равноправие взаимосвязанных субъектов.

Применительно к обучению понятие диалог используется в нескольких смыслах (диалог различных исторически существовавших логик, культур, способов понимания, диалог голосов, когда в общении ученика и учителя не просто проявляются те или иные грани познаваемого, но и находится свой собственный взгляд на мир; внутренний диалог как микродиалог с внутренним собеседником, протекающий в форме особой внутренней речи, не тождественной речи внешней).

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Деятельность выдающихся людей. Симон Будный
Среди писателей и культурных деятелей прошлого, внесших большой вклад в национальное наследие, одно из первых мест принадлежит Симону Будному (1530–1593), крупнейшему деятелю реформационного движения во второй половине 16 в., первопечатнику, поэту, гуманисту, ...

Артикуляционные судороги
Самую существенную часть человеческой речи составляют артикуляционные движения. Данный вид заикания характеризуется лицевыми и язычными судорогами, и был известен в самые отдаленные времена (Гиппократ, Гален, Гезихий, Авиценна). Артикуляционные судороги можно ...

Разделы