Понятие экологического образования детей младшего школьного возраста

Педагогика » Экологическое образование младших школьников на экскурсиях » Понятие экологического образования детей младшего школьного возраста

Страница 3

Учебная (познавательная деятельность) способствует освоению теории и практики взаимодействия общества и природы и прогнозированию последствий человеческой деятельности.

Игровая деятельность формирует опыт принятия экологически целесообразных решений и развивает понимание отношений в природе, формирует творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей

Сочетание различных видов деятельности позволяет школьникам увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научится простейшим умениям по охране природы.

Ведущей в экологическом образовании является учебная деятельность. Она выполняет свою функцию: включение школьников в систему общественных отношений, в ходе которых усваиваются ценности и нормы, лежащие в основе любой коллективной деятельности.

Познавательная деятельность как основной компонент учебной деятельности тесно связана с усвоением обобщающих форм познания, выражающих взаимодействие общества и природы, несущих в себе не только научную информацию, но и ценностные ориентации, эмоциональный заряд.

Потребности и мотивы деятельности взаимосвязаны. Для младших школьников типично проявление нравственно-эстетических мотивов, необходимость их стимулирования как ведущих, определяющих направление практической деятельности. Важно обеспечить их гармоническую взаимосвязь.

Уровни формирования познавательной потребности, экологических отношений.

Мотивационный – уровень формирования мотивов необходимости и желания, стремления к познанию.

Проблемный – уровень формирования и постановки экологических проблем, как следствие реальных противоречий между обществом и живой природой.

Познавательная потребность будет развиваться на основе исследования деятельности человека как экологического фактора. Самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы. А экскурсии в природу позволят сформировать убеждение в единстве и разнообразии природы, развивая при этом у учащихся наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащать личный опыт общения с природой.

Исторический – уровень направленный на осознание исторических причин возникновения современных экологических проблем и рассмотрение поиска путей их решения в условиях существования государств.

Практический – уровень обеспечения реального вклада школьника в дело сохранения среды обитания человека, овладение нормами и правилами поведения человека в природной среде, реальный вклад школьника в улучшение состояния биосистем.

В широком смысле экологическое образование представляет собой многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, в процессе которого они созревают как личности – представители особой экосистемы человек - природа – общество, приспосабливаются к условиям не только социальной жизни, но и к новым экологическим условиям природной и социальной среды. Параллельно процессу социализации человека идет процесс экологизации личности – формирование его как носителя нового типа культуры взаимодействия с окружающим миром – культуры экологической. В более узком смысле процесс экологического воспитания мы рассматриваем как целенаправленное воздействие на развитие экологической культуры личности.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Сравнительный анализ гуманистической и рационалистической моделей педагогического процесса
Анализ оценок рационалистической (технократической) и гуманистической моделей педагогического позволяют представить их сравнительную характеристику. Гуманизация педагогического процесса на основании сравнительного анализа существующих концепций представляется ...

Гуманистическая парадигма педагогического процесса
Гуманизм рассматривается как определенное мировоззрение, гуманность как качество личности, гуманизация как процесс, характеризующий его качество. Гуманизм как мировоззрение есть социально ценностный комплекс идей, утверждающих отношение человека к человеку ка ...

Разделы