Выявление уровня сформированности элементов экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Педагогика » Экологическое образование младших школьников на экскурсиях » Выявление уровня сформированности элементов экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Страница 1

Для проведения констатирующего этапа были использованы следующие методики: анкетирование и наблюдение.

На констатирующем этапе исследования с целью выявления уровня сформированности элементов экологической культуры у младших школьников подобраны следующие методики: анкетирование и наблюдение.

Формирование экологической культуры является показателем качественной работы учителя по экологическому образованию и воспитанию детей младшего школьного возраста. Экологическая культура предполагает неразрывное единство трех компонентов:

- совокупность знаний, представлений о природе (экологическая образованность),

- эмоционально-чувственное и ценностное отношение к ней (экологическое сознание),

- соответствующие умения, навыки, потребности взаимодействия с природой (экологическая деятельность).

По И.В. Цветковой можно выделить три этапа формирования экологической культуры. Качественно новая ступень, на которую поднимается в развитии своей экологической культуры второклассник, связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения - к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и их влиянием на природу; собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.

Показатели сформированности экологической культуры у младших школьников на втором этапе дополняются:

· интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребенка их анализировать;

· участием в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;

· общением с представителями животного и растительного мира, вызванном в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;

· выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.

Опираясь на выделенные критерии, по которым можно судить о сориентированности экологической культуры ребенка, нами были составлены вопросы анкет, с целью выявления уровня экологических знаний и отношения детей к окружающей природе.

Эксперимент проводился с учащимися контрольной и экспериментальной групп отдельно, и состоял в выборе ответа на вопросы анкеты. Для опроса нами было выбрано анкетирование, так как вопросы раскрывают в большей мере ещё не известные или малоизвестные сведения, потому что полных и развернутых ответов большинство учащихся дать не могут, но в то же время, результаты анкетирования покажут знания детей по ключевым вопросам этой темы «Природа зимой».

Птиц зимой следует подкармливать.

Береза, клен, рябина относятся к лиственным деревьям.

Если уничтожить всех мышей, то в природе не произойдет никаких изменений.

Наша ТЭЦ загрязняет окружающую среду.

Похолодание и снег повлияли на жизнь растений и животных.

Мы можем спасти природу, если каждый человек будет ее охранять.

Зимой в лесу можно часто увидеть насекомых.

На закрытых местах покров снега больше.

Также детям было предложено ответить на вопросы второй анкеты с целью выявления их отношения к природе.

Необходимо заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.

Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.

Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.

Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.

Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.

Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.

Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.

Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.

Оценка результатов:

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

В чем заключается соотношение обучения и развития
Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре исследований не только педагогической психологии, но и многих других областей психологической науки. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. Процесс воспитывающего ...

Рекомендации для проведения дополнительных игровых форм при обучении детей младшего школьного возраста
Особенностями детей младшего школьного возраста являются любознательность, богатая фантазия, неусидчивость, обостренное восприятие окружающего мира. Основная проблема, связанная с возрастом - адаптация к новым условиям, переход ребенка из детского сада в школ ...

Разделы