Выявление уровня сформированности элементов экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Педагогика » Экологическое образование младших школьников на экскурсиях » Выявление уровня сформированности элементов экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Страница 1

Для проведения констатирующего этапа были использованы следующие методики: анкетирование и наблюдение.

На констатирующем этапе исследования с целью выявления уровня сформированности элементов экологической культуры у младших школьников подобраны следующие методики: анкетирование и наблюдение.

Формирование экологической культуры является показателем качественной работы учителя по экологическому образованию и воспитанию детей младшего школьного возраста. Экологическая культура предполагает неразрывное единство трех компонентов:

- совокупность знаний, представлений о природе (экологическая образованность),

- эмоционально-чувственное и ценностное отношение к ней (экологическое сознание),

- соответствующие умения, навыки, потребности взаимодействия с природой (экологическая деятельность).

По И.В. Цветковой можно выделить три этапа формирования экологической культуры. Качественно новая ступень, на которую поднимается в развитии своей экологической культуры второклассник, связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения - к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и их влиянием на природу; собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.

Показатели сформированности экологической культуры у младших школьников на втором этапе дополняются:

· интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребенка их анализировать;

· участием в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;

· общением с представителями животного и растительного мира, вызванном в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;

· выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.

Опираясь на выделенные критерии, по которым можно судить о сориентированности экологической культуры ребенка, нами были составлены вопросы анкет, с целью выявления уровня экологических знаний и отношения детей к окружающей природе.

Эксперимент проводился с учащимися контрольной и экспериментальной групп отдельно, и состоял в выборе ответа на вопросы анкеты. Для опроса нами было выбрано анкетирование, так как вопросы раскрывают в большей мере ещё не известные или малоизвестные сведения, потому что полных и развернутых ответов большинство учащихся дать не могут, но в то же время, результаты анкетирования покажут знания детей по ключевым вопросам этой темы «Природа зимой».

Птиц зимой следует подкармливать.

Береза, клен, рябина относятся к лиственным деревьям.

Если уничтожить всех мышей, то в природе не произойдет никаких изменений.

Наша ТЭЦ загрязняет окружающую среду.

Похолодание и снег повлияли на жизнь растений и животных.

Мы можем спасти природу, если каждый человек будет ее охранять.

Зимой в лесу можно часто увидеть насекомых.

На закрытых местах покров снега больше.

Также детям было предложено ответить на вопросы второй анкеты с целью выявления их отношения к природе.

Необходимо заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.

Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.

Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.

Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.

Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.

Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.

Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.

Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.

Оценка результатов:

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Содержание программы по математике Республики Казахстан
Авторы программы Республики Казахстан по математике Т.К. Оспанов и Ж.Т. Кайынбаев и другие считают, что математика на начальной ступени школы является органической частью курса математики основной ступени школы. Сказанным обусловлена необходимость достижения ...

Сущность и содержание двухуровневой системы высшего профессионального образования
Болонская система образования предполагает переход на двухуровневую (бакалавр, магистр) систему получения высшего образования. Эти уровни подразумевают отдельные государственные образовательные стандарты и самостоятельную итоговую аттестацию. Россия присоедин ...

Разделы