О дифференцированном и индивидуальном подходе к учащимся в процессе обучения математике в начальной школе

Педагогика » Дифференциация как один из основных подходов к изучению математики младшими школьниками » О дифференцированном и индивидуальном подходе к учащимся в процессе обучения математике в начальной школе

Страница 2

Таким образом, внешняя дифференциация бывает профильной и уровневой. Профильная означает создание обучения, уровневая – учёт уровня развития учащихся.

– внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы).

Здесь предполагается организация работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теме же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями.

Данная дифференциация включает в себя несколько этапов:

1. Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы учащихся для дифференцированной работы.

2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев.

3. Распределение учащихся по группам с учётом результатов диагностики.

4. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий для выделенных групп учащихся.

5. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.

6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

В большинстве школ классы разноуровневые, поскольку дети не отбираются в них специально по какому – либо критерию. Педагоги обычно выделяют так называемых «сильных», «средних» и «слабых» учеников.

Выделяют основные критерии деления учеников на группы, которые используются в начальных классах.

1. Готовность к обучению. Данный вид критерия используется для детей только поступивших в школу. Здесь очень важно учитывать как предметную готовность, так и психологическую.

2. Обученность. Сюда включается, как имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приёмы их приобретения (умение учиться).

Умение учится, связано с уровнем сформированности различных компонентов учебной деятельности.

Для изучения состояния знаний учителю важно определить, что именно в знаниях ученика не хватает - какого уровня усвоения знаний он достиг, каковы качества знаний.

В практической деятельности удобно ориентироваться на следующие уровни усвоения знаний:

нулевой уровень – узнавание;

первый уровень – репродукция знаний (воспроизведение);

второй уровень – применение знаний в знакомой ситуации;

третий уровень – применение знаний в изменённой и новой ситуации.

3. Обучаемость. Обучаемость – это восприимчивость школьника к обучению, т.е. «восприимчивость к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития».

Уровень обучаемости определяется степенью сформированности различных качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности. К таким качествам относятся глубина, гибкость, осознанность и т.д.

Показателями обучаемости являются:

· активность ориентировки в новых условиях;

· самостоятельное обращение к более трудным заданиям;

· настойчивость в достижении учебной цели;

· умение работать в ситуациях помех, препятствий;

· восприимчивость к помощи другого человека;

· способность к самообучению;

· работоспособность, выносливость.

- Проведение диагностики

Учитель может в своей работе использовать результаты диагностики, проводимой школьным психологом. Часто педагогу самому приходится проводить диагностические процедуры. Их характер определяется выбранным критерием дифференциации. Для диагностики обученности пригодны работы проверочного характера. Наиболее полную картину дают разноуровневые проверочные работы. Для них специально подбираются задания на разный уровень усвоения знаний, например репродуктивные и творческие.

Диагностические знания, помогающие определить уровень обучаемости, могут быть включены в обычный урок. Например, для диагностики восприимчивости к помощи используется модифицированная методика З.И. Калмыковой. Детям даётся для самостоятельного выполнения новое задание или задание творческого характера. При этом предлагается помощь, от самой минимальной до самой максимальной, если потребуется. Школьники с высокой обучаемостью обычно выполняют задания самостоятельно или с минимальной подсказкой. Дети с низкой обучаемостью выполняют задание только с большой подсказкой или вообще не выполняют его.

Если проведение диагностики по каким – либо причинам затруднено, то учитель может использовать результаты наблюдений за учащимися и анализ их деятельности, на основе чего делается вывод об уровне развития и обученности школьников.

- Распределение учащихся по группам

На основе результатов диагностики учитель распределяет детей по группам. Открытое выделение групп часто приводит к отрицательным последствиям. Не рекомендуется рассаживать по рядам в соответствии с выделенными группами, так как могут быть даны различные прозвища слабым ученикам, сидящим на одном ряду, или возникнет недоброжелательное отношение к ним. Рассаживать детей за парты нужно в соответствии с их ростом, состоянием здоровья и т.д.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Требования к методам и организационным формам трудового обучения
Понятие «метод обучения» — одно из коренных в педагогике. В учебниках и пособиях по педагогике, дидактике, методикам преподавания отдельных предметов можно найти различные определения данного понятия. Часто эти определения, даваемые в различных книгах, почти ...

Значение мотивации в учении
Основными типами деятельности в жизни любого человека могут быть игра, обучение, трудовая деятельность. В этой классификации, учение уже не является игрой, а ближе всего к труду, в связи с необходимостью соблюдения дисциплины, выполнения заданий и определенны ...

Разделы