В современных условиях образовательная система является территориальной, учитывающей все связи внутри данного территориального образования. Изменившаяся экономическая обстановка в стране и регионах не способствует развитию системы образования только из центра. В процессе муниципализации образования его проблемы решаются на местном уровне. Развитие информационных связей, переход к кооперативным и координационным связям, обеспечивающим гарантированное высокое качество процесса образования, и есть суть процесса муниципализации системы образования. Именно от муниципальных систем образования зависит новационное формирование на местах образовательного пространства, реализация федеральных и региональных требований к сфере образования, создание развивающихся педагогических технологий, рост качества образования, удовлетворение образовательных потребностей общества и выполнение его социального заказа.
Современную отечественную систему образования можно представить в виде следующей структуры, отражающей иерархию взаимоотношений между различными ее субъектами (табл. 5).
Таблица 5
И ІКРО (Институт повышения квалификации работников образования), ИРО (Институт развития образования), ИУУ (Институт усовершенствования учителей) |
региональный (край, округа, область) |
Управление образования, науки и молодежной политики администрации региона |
ИМЦ (информационно-методический центр), ИДЦ (информационно-диагностический центр), РМК (районные методические кабинеты) |
муниципальный (города, районы) |
Управление образования, науки и молодежной политики администрации района (города) |
МО (методические объединения), ПГ (проблемные группы), научно-методические кафедры, экспертные группы |
учрежденческий или институционный (образовательное учреждение (школа)) |
Совет школы, Попечительский совет, Аттестационная комиссия |
Федеральный уровень развития системы образования предполагает взаимодействие регионального и муниципального звена этой системы. Основными целями их взаимодействия являются определение стратегии и создание условий для развития образования регионального и муниципального уровней в соответствии с политикой образования в стране.
Региональный уровень (край, область) призван обеспечивать формирование единого образовательного пространства с учетом региональных особенностей, интересов, потребностей края (области) и ресурсов развивающейся системы образования. Это становится возможным при разработке и исполнении региональных программ развития, расширении сферы образовательных услуг и разнообразия типов образовательных учреждений.
Муниципальный уровень (города, районы) определяет стратегию развития образования в территориальном округе, обеспечивает и создает вариативную сеть образовательных учреждений, развивает национальную школу, обеспечивает интеграцию города, района в единое информационное образовательное пространство. Муниципальные органы управления заботятся о «полномасштабном ресурсном обеспечении школ; о развитии системы образования и его вариативности; о помощи школе в подборе кадров; о создании системы обучающего и стимулирующего контроля; о поиске средств для стимулирования хорошей работы школы» (В.М. Лизинский). Методические муниципальные службы выполняют функции научно-методического обеспечения процессов развития в системе муниципального образования и потому имеют широкий спектр собственных структур или моделей: от традиционных районных методических кабинетов, предоставляющих методическую помощь и организующих повышение квалификации работников образования до нетрадиционных современных моделей: информационно-методических центров, использующих активно возможности информационных компьютерных средств для развития индивидуализированной, адресной методической помощи, а также информационно-диагностических центров, активно внедряющих методы диагностики, научного исследования в образовательный процесс современной школы.
Другие статьи:
Планирование
обучения плаванию в детско-юношеских спортивных школах
В настоящее время занятия по обучению технике плавания планируются тренерским советом ДЮСШ исходя из учебного плана . 40 недель, составляющих учебный год, делят на 3 этапа, в соотношении 36:36:48 уроков на каждый этап. На первом и втором этапе обучение проход ...
Повышение педагогического мастерства воспитателей с целью обогащения
содержания сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста
Для проверки гипотезы была организована экспериментальная работа, которая проходила на базе ДОУ № 5 . В эксперименте принимали участие воспитатели старших групп, 20 детей в возрасте от 4 лет 11 мес до 5 лет 10 мес , 20 родителей. Состав педагогических участни ...