Выбор модели методической службы - ключевое условие ее эффективности

Страница 5

Осуществлению такой методической работы на муниципальном уровне более всего соответствует информационно-методический центр, работа которого основана на принципах сетевого взаимодействия.

Сетевая организация методической работы с педагогами на муниципальном уровне - это не традиционная «вертикальная», иерархически организованная система, а горизонтальная самоорганизующаяся сеть. Ее нельзя создать сверху, аппаратным способом. Она складывается как естественный, эволюционный процесс человеческой самодеятельности, путем добровольной кооперации самоорганизации и саморазвития методических и других учреждений (формирований) входящих по необходимости в сеть.

Рассмотрим, как выстраивается подобное сетевое взаимодействие, на примере организации работы по определенному направлению в муниципальном образовательном пространстве.

Муниципальное методическое учреждение получает заказ от местного органа управления образованием на разработку, реализацию и внедрение в систему образования проекта на актуальную тему.

Научным руководителем разрабатываемого проекта становится ученый (выстраивается связь с вузом). Во-вторых, определяются связи с межведомственными организациями (здравоохранение, психологические центры учреждения и др.). В-третьих, проводится социологический опрос родителей, учащихся, педагогов, руководителей образовательных учреждений. В-четвертых, проект проходит экспериментальную проверку на базе общеобразовательного учреждения. В-пятых, проводится независимая экспертиза по результатам эксперимента. И, наконец, в случае получения положительных результатов проекта рекомендуются использования в образовательных учреждениях муниципальной системы образования. В результате такой работы организуется следующее сетевое взаимодействие (рис. 5).

Из рисунка видно, что сетевая методическая работа определяется как среда, в которой любое образовательное учреждение или педагог могут взаимодействовать с любым образовательным и другим учреждением или педагогом по вопросам совместной работы: обмен идеями, создание нового интеллектуального продукта и др.

Если в традиционной системе организации методической работы понятие «сети» используется упрощенно (например, сеть опорных школ, сеть экспериментальных площадок и т.п.), то формирование сетевой организации методической работы представляет, на наш взгляд, многомерное явление.

Рис. 5

Сеть методической работы на муниципальном уровне строится из таких элементов, как специализированная модель методического центра (кабинета), экспериментальные площадки, лаборатории перспективного опыта, педагогические мастерские, центры на базе инновационных образовательных учреждений, городские ассоциации педагогов-предметников и других. Эти элементы сети представляют собой не унифицированные методические учреждения или формирования, а модели, различающиеся спецификой содержания в своей деятельности, не дублирующие друг друга. Причем надо заметить, что модель сетевого взаимодействия будет постоянно реформироваться; она не может быть постоянной, она подвижна и зависит это от ее целевого назначения.

В сетевой модели методической работы с педагогами на муниципальном уровне выстраивается сетевое взаимодействие, при котором учитываются такие условия, как информационно-коммуникативная среда, создание определенной инфраструктуры, организация форм совместной деятельности. В результате этого возрастает качество методической работы, она становится более гибкой и децентрализованной. Каждый ее элемент самостоятелен и ценен чем-то своим, находится в постоянном развитии. Повторы, копирования при сетевой организации методической работы обесцениваются, а оригинальность, воображение, способность к творчеству растут. Изменяется содержание деятельности - изменяется и взаимодействие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие статьи:

Современные представления о тексте в методике школьного обучения
Содержание текстов является предметом естественных, технических и гуманитарных наук. Гуманитарные дисциплины используют преимущественно тексты описательного или повествовательного характера, которые, как правило, не содержат строго определённых понятий, в то ...

Использование дифференцированного подхода при обучении математике в начальной школе
По итогу проведенной контрольной работы учащиеся экспериментального класса в своём большинстве соотносятся к среднему уровню подготовки, но имеет место низкий и высокий уровни подготовки учащихся. Поэтому имеет смысл апробировать дифференцированный подход при ...

Разделы