Особенности звукослоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией

Педагогика » Состояние звукослоговой структуры слов у дошкольников с дизартрией » Особенности звукослоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией

Страница 4

Анализ теоретических подходов к проблеме формирования звукослоговой структуры слов у дошкольников со стертой дизартрией показал, что возрастной предел, с которым связывают овладение ребенком структурными особенностями слов родного языка, по данным разных источников, определен трехлетним возрастом. К трем годам ребенок способен воспроизводить структуру любой степени сложности. Исключения могут составлять слова многосложной слоговой структуры и недоступной указанному возрасту семантики. С указанным возрастным пределом различные авторы связывают обнаружение у ребенка нормативного чувства правила, когда он научается определять, является ли высказывание правильным относительно некоего языкового стандарта.

При овладении звуковой структурой слов процесс усвоения стечения согласных является сложным и неоднозначным. Решающий фактор при воспроизведении стечения согласных- способ образования звуков. Однако при усвоении различных групп звуков важным является не только способ образования, но и место образования, а также их порядок в стечении.

Трудности овладения слоговым составом слова являются закономерными для детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет. К 6-7 годам акустический образ слова теряет свою диффузность и становится более точным.

По данным современной литературы, дети со стертой дизартрией при плохом произнесении звуков, входящих в состав слова, обычно сохраняют ритмический контур слова, то есть число слогов и ударность. Они владеют произношением односложных, двусложных, иногда трехсложных слов.

Многосложные слова в самостоятельной речи сокращаются, но воспроизводят правильно в отраженной речи. Особенно затрудняет детей этой категории произнесение стечений согласных. В этом случае выпадает один согласный звук или оба согласных. Встречаются случаи уподобления слогов, вследствие трудности переключения от одного слога к другому.

Выпадение звука из слова компенсируется более длительным произнесением рядом стоящего гласного с чуть заметным призвуком. Встречаются случаи перестановок, пропусков согласных в стечении.

Исходя из особенностей формирования звукослоговой структуры слов у дошкольников со стертой дизартрией, была подобрана адекватная методика исследования состояния звукослоговой структуры слов у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Для констатирующего эксперимента были отобраны 2 однородные по возрасту группы испытуемых, что должно было способствовать получению объективных данных о сформированности звукослоговой структуры у этих детей.

Исследование показало, что степень сформированности звукослоговой структуры слов у старших дошкольников со стертой дизартрией значительно ниже, чем у детей без речевой патологии (приблизительно в 19 раз).

Звукослоговая структура слов у испытуемых экспериментальной группы сформирована недостаточно.

Также в процессе анализа результатов исследования состояния звукослоговой структуры слов было выявлено, что большинство ошибок воспроизведения звукослоговой структуры слов у детей обеих групп связано с нарушением звуковой наполняемости. А нарушения слоговой структуры слов у дошкольников со стертой дизартрией не являются статистически значимыми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Обоснование педагогической системы формирования социального здоровья учащихся общеобразовательных школ
Системный подход как направление методологии научного познания и социальной практики прочно занял свое место в исследовательской и организационно-практической, проектировочной деятельности. В его основе лежит рассмотрение объектов как систем, которое ориентир ...

Комплекс игр и упражнений по развитию творческого воображения с детьми старшего дошкольного возраста
Основу развивающей работы по развитию творческого воображения с детьми дошкольного возраста составляют творческие сюжетные игры. В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на развитие творческого воображения. Занятия построены в до ...

Разделы