Анализ теоретических подходов к проблеме формирования звукослоговой структуры слов у дошкольников со стертой дизартрией показал, что возрастной предел, с которым связывают овладение ребенком структурными особенностями слов родного языка, по данным разных источников, определен трехлетним возрастом. К трем годам ребенок способен воспроизводить структуру любой степени сложности. Исключения могут составлять слова многосложной слоговой структуры и недоступной указанному возрасту семантики. С указанным возрастным пределом различные авторы связывают обнаружение у ребенка нормативного чувства правила, когда он научается определять, является ли высказывание правильным относительно некоего языкового стандарта.
При овладении звуковой структурой слов процесс усвоения стечения согласных является сложным и неоднозначным. Решающий фактор при воспроизведении стечения согласных- способ образования звуков. Однако при усвоении различных групп звуков важным является не только способ образования, но и место образования, а также их порядок в стечении.
Трудности овладения слоговым составом слова являются закономерными для детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет. К 6-7 годам акустический образ слова теряет свою диффузность и становится более точным.
По данным современной литературы, дети со стертой дизартрией при плохом произнесении звуков, входящих в состав слова, обычно сохраняют ритмический контур слова, то есть число слогов и ударность. Они владеют произношением односложных, двусложных, иногда трехсложных слов.
Многосложные слова в самостоятельной речи сокращаются, но воспроизводят правильно в отраженной речи. Особенно затрудняет детей этой категории произнесение стечений согласных. В этом случае выпадает один согласный звук или оба согласных. Встречаются случаи уподобления слогов, вследствие трудности переключения от одного слога к другому.
Выпадение звука из слова компенсируется более длительным произнесением рядом стоящего гласного с чуть заметным призвуком. Встречаются случаи перестановок, пропусков согласных в стечении.
Исходя из особенностей формирования звукослоговой структуры слов у дошкольников со стертой дизартрией, была подобрана адекватная методика исследования состояния звукослоговой структуры слов у старших дошкольников со стертой дизартрией.
Для констатирующего эксперимента были отобраны 2 однородные по возрасту группы испытуемых, что должно было способствовать получению объективных данных о сформированности звукослоговой структуры у этих детей.
Исследование показало, что степень сформированности звукослоговой структуры слов у старших дошкольников со стертой дизартрией значительно ниже, чем у детей без речевой патологии (приблизительно в 19 раз).
Звукослоговая структура слов у испытуемых экспериментальной группы сформирована недостаточно.
Также в процессе анализа результатов исследования состояния звукослоговой структуры слов было выявлено, что большинство ошибок воспроизведения звукослоговой структуры слов у детей обеих групп связано с нарушением звуковой наполняемости. А нарушения слоговой структуры слов у дошкольников со стертой дизартрией не являются статистически значимыми.
Другие статьи:
Рекомендации для проведения дополнительных игровых форм при обучении детей
младшего школьного возраста
Особенностями детей младшего школьного возраста являются любознательность, богатая фантазия, неусидчивость, обостренное восприятие окружающего мира. Основная проблема, связанная с возрастом - адаптация к новым условиям, переход ребенка из детского сада в школ ...
Правовые основы современного семейного воспитания
В настоящее время каждый взрослый человек прямо или косвенно является наставником, воспитателем детей, подростков, молодежи. В Конституции РФ говорится о том, что граждане страны должны заботиться о воспитании детей, готовить их к жизни страны в разных сферах ...