Исходя из результатов констатирующего эксперимента, были выделены особенности звукослоговой структуры слов у старших дошкольников со стертой дизартрией. У детей со стертой дизартрией при воспроизведении слов со стечениями согласных процент допускаемых ошибок был значительно выше, чем у сверстников без речевой патологии. Наибольшее количество ошибок испытуемые допускали при воспроизведении двусложных и многосложных слов со стечениями согласных. Наиболее распространенными ошибками у них являлись упрощения стечений согласных, среди которых наиболее часто встречались пропуски согласного в стечениях. У дошкольников со стертой дизартрией были обнаружены незначительные ошибки упрощения слоговой структуры, которых не было у детей без речевой патологии. У испытуемых экспериментальной группы слабо развита стратегия анализа слов сложной слоговой структуры. Эти дети реже контролировали правильность произнесения слова. У них были выявлены такие ошибки, как добавление согласного в стечение, перестановка согласных в стечении, пропуски, перестановки, добавления слогов, чего не было выявлено у детей без речевой патологии. Большинство ошибок у дошкольников со стертой дизартрией, проявляющихся в заменах и добавлениях согласных, связано с явлением ассимиляции по месту или способу образования.
Т.о. можно предположить, что учет специфических особенностей воспроизведения звукослоговой структуры у детей со стертой дизартрией при проведении коррекционно-логопедической работы с учетом уровня сформированности звукослоговой структуры у данной категории детей позволит повысить эффективность устранения нарушения звукослоговой структуры.
Коррекционно-логопедическую работу по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у старших дошкольников со стертой дизартрией рекомендовалось проводить в три этапа:
1. Развитие звукослоговой структуры слова.
2. Автоматизация усвоенного навыка на материале слов.
3. Автоматизация усвоенных навыков во фразовой и самостоятельной речи.
Исходя из проделанной работы, можно утверждать, что овладение звукослоговым составом слов связано прежде всего с овладением слоговым размером слов при наблюдающейся при этом звуковой диффузности.
Растущие коммуникативные потребности ребенка испытывают на себе давление несовершенных, ограниченных артикуляционных возможностей в одних случаях, слабость фонематического восприятия и анализа – в других, или инертность процессов высших нервной деятельности – в третьих. Кроме этого, ребенку часто сложно отвлечься от предметного содержания слов и сосредоточиться на его звуковой и слоговой форме.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи его решены.
Наша методика включает в себя комплексы заданий направленных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности его звукового состава. Речевой материал составили незнакомые, знакомые, часто или мало употребляемые слова различной слоговой сложности.
При отборки материала каждое слово рассмотрено с позиции его известности детям, частности употребления и сложности его звукослогового состава.
Методика обследования включала в себя следующие разделы.
Раздел первый:
Другие статьи:
Гуманистическая парадигма педагогического процесса
Гуманизм рассматривается как определенное мировоззрение, гуманность как качество личности, гуманизация как процесс, характеризующий его качество. Гуманизм как мировоззрение есть социально ценностный комплекс идей, утверждающих отношение человека к человеку ка ...
Методические рекомендации по использованию сказки в
воспитательно-образовательной работе с дошкольниками
Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А тонко чувствующий человек способен на настоящее творчество. Очень важно, чтобы родители и воспитатели после ч ...