Особенности звукослоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией

Педагогика » Состояние звукослоговой структуры слов у дошкольников с дизартрией » Особенности звукослоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией

Страница 1

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что дошкольники с дизартрией допускают гораздо больше ошибок при воспроизведении звукослоговой структуры слов, чем их сверстники без речевой патологии. Наименьший процент ошибок испытуемые экспериментальной группы допускали при употреблении односложных слов со стечением согласных (1.58%). Испытуемые контрольной группы ошибок в словах указанной структуры не допускали. При употреблении двусложных слов со стечением согласных отмечались ошибки у детей обеих групп, однако в экспериментальной группе процент ошибок был гораздо выше, чем в контрольной группе. Сравнительный анализ количества ошибок при воспроизведении звукослоговой структуры слов разной сложности.

Причем наиболее распространенной ошибкой у детей контрольной группы было выпадение согласного [н] в слове "пингвин" (пигвин), что, очевидно, связано со сложностями в артикуляции, т.к. все звуки в стечении различны по способу и месту образования ([н]- переднеязычный, [г]-заднеязычный, [в]- губно-зубной). При употреблении других слов указанной структуры ошибки встречались крайне редко.

При употреблении односложных и двусложных слов без стечения согласных испытуемые обеих групп ошибок не допускали.

Ошибки при употреблении трехсложных слов встречались только у детей экспериментальной группы. Причем количество ошибок в словах со стечением согласных было гораздо выше, чем в словах без стечения согласных.

При употреблении многосложных слов ошибки отмечались у испытуемых обеих групп. Однако дети контрольной группы допускали ошибки только в словах со стечениями согласных.

Исходя из результатов анализа, можно утверждать, что у старших дошкольников со стертой дизартрией, а также у их сверстников без речевой патологии наибольшее количество ошибок звукослоговой структуры встречалось в двусложных и многосложных словах со стечениями согласных (см. диаграмму).

Диаграмма. Сравнительный анализ состояния звукослоговой структуры слов разной сложности.

Количественный и качественный анализ экспериментальных данных показал, что все нарушения звукослоговой структуры можно разделить на два направления: нарушения звуковой наполняемости и слоговой структуры.

Исходя из результатов исследования, можно выделить специфическую особенность состояния звукослоговой структуры слов у старших дошкольников без речевой патологии: все ошибки у них характеризовались нарушением звуковой структуры.

Нарушение слоговой структуры у этих детей не наблюдалось. У всех испытуемых экспериментальной группы были выявлены ошибки по двум направлениям одновременно.

Нарушение слоговой структуры у этих детей проявлялось в пропусках слогов, добавлении слогов, перестановке слогов, замене согласного в слоге, добавлении или пропуске согласного в слоге. Однако, наиболее распространенными у них были ошибки, связанные со звуковой наполняемостью. Эти ошибки проявлялись в добавлении согласного в стечение, пропуске согласного в стечении, замене согласного в стечении, перестановке согласных в стечении, замене согласного в слоге, пропуске или добавлении согласного в слоге.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Пути и методы реализации межпредметных связей
Вопрос о путях и методах реализации межпредметных связей – это один из аспектов общей проблемы совершенствования методов обучения. Отбор методов обучения учитель производит на основе содержания учебного материала и на подготовленности учащихся к изучению хими ...

Психологический инструментарий в имиджелогии педагога и особенности его использования в процессе становления личности младшего школьника
Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимые из них: Внешний облик; Использование вербальных и невербальных средств общения; Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее "Я". Внешний облик п ...

Разделы