Социально-педагогическая деятельность по программе осуществлялась 2 раза в неделю с октября по декабрь 2005 года и состояла из 26 занятий по 1 часу каждое.
Программа включала следующие занятия:
Вводное занятие «Знакомство».
Цель: Знакомство участников между собой и с правилами работы в группе.
Блок 1. Коррекция агрессии (4 занятия).
Цель: Коррекция агрессии
Задачи:
Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
Обучать приемлемым способам выражения гнева.
Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
Развивать способности к эмпатии.
Расширять поведенческий репертуар ребенка.
Обрабатывать навыки реагирования в конфликтных ситуациях.
Учить брать ответственность на себя.
Блок 2. Развитие межличностного общения (4 занятия).
Цель: Развивать навыки межличностного общения
Задачи:
Формировать умение психологически верно и ситуативно обусловлено вступить в общение.
Формировать умение поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнера.
Умение снять излишнее напряжение.
Формировать умение эмоционально настраиваться на ситуацию общения.
Формировать умение психологически адекватно ситуации общения выбрать жесты, позы, ритм своего поведения.
Формировать умение мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи.
Блок 3. Снятие мышечных зажимов(4 занятия).
Цель: Развитие у подростка отношения к себе как к самоценной чувствующей индивидуальности через осмысление ощущений тела и сопутствующих переживаний; снятие мышечных зажимов.
Задачи:
Развитие поведенческой пластичности.
Расширение диапазона и потенциала движений.
Формирование положительного образа физического «я».
Снижение тревожности, возникшей вследствие негативного образа тела.
Блок 4. Подверженность вредным привычкам (4 занятия).
Цель: Профилактика вредных привычек.
Задачи:
Дать представление о вреде курения, алкоголя и наркотиков.
Помочь в выработке участниками активной жизненной позиции.
Блок 5. Противостояние чужому мнению(4 занятия).
Цель: Формировать умение противостоять чужому мнению.
Задачи:
Выработка навыков уверенного поведения.
Обучение аргументировать свою точку зрения.
Формирование умения отстаивать свои интересы.
Блок. 6 Поло-ролевая идентификация (4 занятия).
Цель: Формирование правильной поло-ролевой идентификации
Задачи:
Анализ общих различий мужчин и женщин.
Своевременное информирование и воспитание положительного отношения ко всем процессам, которые происходят в организме.
Заключительное занятие.
Цель: Подведение итогов работы, вспоминание различных эпизодов и сценок, ориентация участников в материале занятий, помощь во включении опыта, приобретенного в группе в повседневную жизнь.
По окончании работы были сделаны следующие выводы:
Вся программа посвящена одной идее - быть собой и самому строить свою жизнь. С разных сторон обращаясь к осознанию себя, своей жизни, человек приходит к открытию новых значений, отношений, восприятий, условий, что дает жизнь новым возможностям.
В программе мы вместе с детьми двигались от осознания личностных качеств к принятию чувств, выстраиванию контактов, расширению связей в социальных ситуациях, моделированию близких отношений. Мы обращались к разным сторонам существования участников программы, к их прошлому и к тому, какими они хотят быть и как жить.
Контрольный эксперимент
Цель эксперимента: Провести повторную диагностику для определения результативности формирующего эксперимента.
Задачи:
Определение ориентировочного уровня потребления психоактивных веществ (алкоголя, табака); знаний о них; навыков отказа от них; поведения в ситуациях употребления наркотиков/алкоголя.
Диагностика личности подростков (выявление аномальных черт характера, особенностей самооценки и т.д.).
В контрольном эксперименте мы используем те же методики, что и в констатирующем эксперименте:
Тест «Проверь себя».
Методика «Самооценка».
Тест Кеттела.
Результаты контрольной диагностики:
Тест Кеттела
Экспериментальная группа |
Лена К. |
5 |
4 |
5 |
6 |
6 |
5 |
8 |
5 |
5 |
6 |
6 |
Петр М. |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
6 |
8 |
6 |
7 |
5 |
5 | |
Миша П. |
9 |
9 |
2 |
5 |
9 |
8 |
6 |
4 |
5 |
10 |
3 | |
Вадим Г. |
4 |
3 |
5 |
3 |
2 |
5 |
7 |
8 |
4 |
6 |
8 | |
Миша О. |
10 |
8 |
5 |
8 |
9 |
10 |
10 |
2 |
3 |
8 |
1 | |
Игорь К. |
6 |
5 |
3 |
6 |
5 |
2 |
7 |
1 |
3 |
6 |
2 | |
Оля А. |
1 |
5 |
6 |
8 |
6 |
6 |
8 |
3 |
5 |
5 |
3 | |
Нина Ф. |
4 |
10 |
5 |
4 |
7 |
5 |
6 |
5 |
2 |
3 |
2 | |
Юля Я. |
8 |
5 |
2 |
7 |
7 |
4 |
9 |
2 |
3 |
9 |
3 | |
Ната У. |
9 |
8 |
3 |
10 |
7 |
8 |
8 |
3 |
1 |
4 |
2 | |
Алёша П. |
7 |
9 |
2 |
7 |
9 |
7 |
9 |
2 |
2 |
8 |
1 | |
Саша В. |
9 |
8 |
2 |
10 |
10 |
9 |
8 |
1 |
2 |
10 |
2 |
Другие статьи:
Воспитательная составляющая образовательного процесса
Одним из основных направлений образовательной деятельности в университете является воспитательная деятельность, в основу которой положен ряд принципиальных идей, отражающих современные тенденции развития мирового и российского высшего образования, в которых о ...
Психологический инструментарий в имиджелогии педагога и особенности его
использования в процессе становления личности младшего школьника
Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимые из них: Внешний облик; Использование вербальных и невербальных средств общения; Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее "Я". Внешний облик п ...