Особенности развития креативности детей старшего дошкольного возраста

Педагогика » Практические аспекты развития декоративно-прикладного творчества у старших дошкольников » Особенности развития креативности детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

Качество рисунков с точки зрения их техничности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

Сам тест предлагался каждому ребенку индивидуально, для того, чтобы исключить возможность копирования. В этом смысле каждый образ, созданный ребенком, можно считать оригинальным (хотя он и повторялся в рисунках других детей). Время выполнения задания не ограничивалось, т.к. чем больше свободы поведения испытуемых предусматривает тест, тем он более точно фиксирует креативность. (В.Н. Дружинина)

В процессе анализа детских работ мы выявили 3 уровня развития воображения у детей.

1. Высокий уровень – оценка «3» – ставилась тем детям, которые наделяли предмет оригинальным содержанием, преимущественно без повторения одного или близкого образа. Рисунки, в которых объединены 2 или 3 круга в один предмет.

2. Средний уровень – оценка «2» – ставилась тем детям, которые наделяли образным значением все круги, но допускали почти буквальное повторение (например, мордочки) или оформляли круги очень простыми часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мячик, солнышко и т.п.), а также изображения только внутри круга.

3. Низкий уровень – оценка «1» – ставилась тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.

В процессе выполнения задания в контрольной группе мы обратили внимание на то, что Дима Жосан не довел работу до конца, и три фигуры наделены были мелкими изображениями внутри круга, что является, по сути, не восприятием задания. В результате вопроса, что же он изобразил, он не дал ответа.

Поленсаной Богдан и Котеля Марина дали интересные обоснования изображенным образам, эмоционально объяснили, что и как они изобразили. Богдан, соединив четыре фигуры, изобразил танк. Марина, соединив три круга, изобразила бусы, а при соединении двух кругов получила изображение очков.

Остальные ребята: Ганган Андрей, Сорокина Ольга, Амашукели Оля, Семякова Наташа, Погорлецкая Кристина, Цуркан Ярослав, Слободян Ярослава выполнили задание до конца, наделили все фигуры образными значениями, хотя и использовали часто встречающиеся образы: солнце, арбуз, рожица, шар и др.

Хотя были и довольно оригинальные изображения такие как: мышь, попрыгун, жираф, зеркало, часы и другие.

Результаты отражены в таблице №1

Что позволило нам выявить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе.

Результаты:

Высокий уровень – оценка «3» – 2 детей (20%)

Средний уровень – оценка «2» – 7 детей (70%)

Низкий уровень – оценка «1» – 1 ребенок (10%)

Средний балл в контрольной группе:

Х = 2, 1 (балла)

В процессе диагностирования в экспериментальной группе, результаты которого отражены в таблице №2 мы выявили, что четверо детей: Ковченко Олег, Белова Аня, Кушнир Алеша, Воскобойник Вова не справились с заданием. Например, Олег Ковченко не смог объяснить образное значение двух заштрихованных кругов. Аня Белова наделила свои фигуры мелкими рисунками внутри круга, которые не смогла объяснить. Алеша Кушнир просто разукрасил 4 фигуры, так же поступил и Вова Воскобойник, и объяснения этому не последовало, что говорит о низком уровне творческих способностей, не восприятии задания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Активные формы обучения, применяемые в Институте экономики и финансов
Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образ ...

Педагогический стиль учителя как характеристика педагогического общения
Педагогическая деятельность учителя, как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. Стиль деятельности (например, управленческой, производственной, педагогической) в самом широком смысле слова – устойчивая система способов, приемов, про ...

Разделы