Анализ уровня экологической подготовки школьников при изучении ими курса «География России»

Педагогика » Географическое прогнозирование как элемент экологической подготовки школьников при обучении курсу География России » Анализ уровня экологической подготовки школьников при изучении ими курса «География России»

Страница 2

Ученик С. говорит: «Я хотел бы быть инженером-конструктором и думаю, что в будущем буду заниматься разработкой и совершенствованием механизмов, которые будут потреблять меньше топлива и других природных ресурсов чем сейчас. Думаю, это будет весомый вклад в решение двух проблем человечества – нехватки ресурсов и загрязнения окружающей среды».

На втором этапе выяснилось понимание учащимися некоторых основ природопользования и охраны окружающей среды. Проверка знаний также проводилась методом анкетирования, но методика обработки результатов выбрана несколько другая, чем на первом этапе. Ответ на каждый вопрос делился на несколько смысловых частей, каждая из которых оценивалась одним «условным баллом». Анкета содержала три вопроса, расчлененных на шестнадцать смысловых частей. Таким образом, идеальный ответ на все вопросы анкеты соответствовал шестнадцати условным баллам. Для выяснения уровня усвоения по каждой смысловой части вопроса подсчитывался процент усвоения. Полученные результаты отражены на диаграмме 3,4,5.

Рис 3. Анализ ответов учеников (в %).

Рис 4. Анализ ответов учеников (в %).

Рис 5. Анализ ответов учеников (в %).

Из более чем шестисот опрошенных исчерпывающие ответы на все вопросы дали пять человек. Большинство анкет содержало неполные отрывочные ответы, а тридцать шесть участников анкетирования сдали незаполненные анкеты. Следует отметить, что не все вопросы оказались равнозначными для опрашиваемых. Так при ответе на первый вопрос лишь в 21% ответов содержался тезис о нарушении экологического равновесия, сложившегося в природных комплексах, в то время как 90% опрашиваемых отметили исчезновение видов растений и животных.

Ученик А. утверждает: «Если мы будем вырубать леса, то это действие повлечет за собой изменение всей территории, на который они находятся. Измениться почва, исчезнут животные которые жили в лесу, на их место придут другие животные, измениться рельеф. Всё измениться»

Ученик П. говорит: «Если окружающая среда будет загрязняться, то будут пропадать и вымирать животные и растения. Потом станет хуже жить человеку».

Полный и исчерпывающий ответ на второй вопрос предполагал ссылку на финансовые, научно-технические, морально-нравственные и политические трудности, существующие в природопользовании. Анализ ответов показал, что большинство опрашиваемых (71%) считают главными трудности морально-нравственного порядка, в то время как финансовые и политические трудности упомянули в своих ответах соответственно 7% и 9%.

Ученик Б. говорит: «Решать проблемы охраны окружающей среды тяжело из-за того, что для их решения требуются очень большие финансовые затраты. Например, чтобы автомобиль потреблял меньше топлива и у него было меньше выбросов вредных веществ необходимо, чтобы производитель постоянно проводил дорогостоящие исследования и работы. Или например ситуация с хранением и переработкой ядерных отходов. Я слышал и читал в Интернете, что это очень прибыльный вид деятельности и наша страна разрешает ввозить к себе отработанное ядерное топливо и другие отходы для их последующей переработки или захоронения»

Ученик Ф. считает: «Трудности в том, что пока особых и серьезных проблем нет у большинства людей на земле. Есть трудности конечно – бензин дорожает, воздух загрязняется, но так чтобы сильно – такого нет, поэтому и не решаются эти проблемы. Добавить можно то, что для решения этих некоторых проблем нет технических средств способных это сделать»

Третий вопрос содержал перечисление природоохранных мер, проводимых в России. Подавляющее большинство (79%) главную роль в деятельности человека по охране окружающей среды отводят организации заповедных и охраняемых территорий.

Только в 8% ответов было указано на необходимость перехода производств на малоотходную и безотходную технологию. Термины «рекультивация» и «мелиорация» упомянули в 23% анкет. О существовании служб контроля за состоянием окружающей среды указано лишь в пяти ответах(1%).

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Реализация компетентностного подхода в образовании. Сущность компетентностно-ориентированного обучения
Приоритетом в учебной деятельности вуза в настоящее время является внедрение компетентностного подхода в обучении для повышения эффективности образовательного процесса и качества образования. Поэтому первоочередная задача педагогической работы – формирование ...

Расчетные задачи по химии
При обучении учащихся решению расчетных химических задач следует помнить, что решение задач — это не самоцель, это средство, способствующее более глубокому пониманию и усвоению химических понятий и в первую очередь количественных. Обычно у учащихся при решени ...

Разделы