Методика использования элементов географического прогнозирования школьников на уроках географии в условияхпедагогического эксперимента

Педагогика » Географическое прогнозирование как элемент экологической подготовки школьников при обучении курсу География России » Методика использования элементов географического прогнозирования школьников на уроках географии в условияхпедагогического эксперимента

Страница 2

Педагогический эксперимент основывался на требованиях школьной программы по географии, содержании учебников и школьных программ. Для практического осуществления обучающего этапа эксперимента была разработана методика использования элементов географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников на уроках географии в условиях педагогического эксперимента.

В процессе разработки экспериментальной методики не предусматривалось существенное увеличение объема изучаемого материала. В то же время велось усиление экологической направленности содержания курса географии России которое достигалось включением в учебный процесс определенного количества элементов и приемов направленных на формирование у школьников умений прогнозировать.

В процессе разработки экспериментальной методики нами были выделены уроки в курсе «География России». В ходе данных уроков предусматривалось использование элементов географического прогнозирования (табл. 1).

В тематическом планировании предусматривалось сохранение сложившейся структуры школьного курса биологии. Наряду с этим, в содержание уроков в определенном порядке и в соответствии с изучаемыми темами были включены некоторые недостающие элементы географического прогнозирования – различного рода задачи экологического содержания, ролевая игра, модель ПТК и др.

Таблица 1. Планирование уроков в курсе География России 8 кл., с учетом использования в учебном процессе элементов географического прогнозирования

Краткое описание темы

Практические работы в теме

Раздел 1. Общая характеристика природы

Тема 1. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые

Урок 13. Полезные ископаемые. Закономерности их размещения.

1

Учащиеся должны называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям; показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых; объяснять закономерности их размещения; приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений условий залегания полезных ископаемых и рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов; делать описания отдельных форм рельефа по картам.

Практическая работа.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы

Урок 21. Водные ресурсы. Загрязнение поверхностных вод. Пути решения экологических проблем.

2

Учащиеся должны называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельным водным объектам; оценивать водные ресурсы.

Задача экологического содержания.

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы

Урок 23. Почвенные ресурсы России. Пути сохранения плодородия. Проблемы рационального использования.

3

Учащиеся должны называть факторы почвообразования; используя карту, называть типы почв и их свойства; приводить примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов.

Задача экологического содержания

Тема 5. Растительный и животный мир

Урок 24. Своеобразие растительного и животного мира России. Биологические ресурсы. Проблемы охраны и восстановления растительного и животного мира.

4

Учащиеся должны объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры; объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных.

Задача экологического содержания

Раздел 2. Природные комплексы России

Тема 1. Природное районирование.

Урок 29. Зоны степей, полупустынь и пустынь. Современные ландшафты. Высотная поясность.

5

Учащиеся должны показывать на картах основные природные зоны России, называть их; приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира; объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов; показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России; приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе.

Практическая работа:

Тема 2. География своей местности (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

Урок 55. Экологические проблемы.

6

Учащиеся должны определять по карте особенности географического положения Санкт-Петербурга и Ленинградской области.; называть и показывать основные формы рельефа; давать характеристику климатических особенностей; называть и показывать наиболее значительные реки и озера; называть основные почвенно-растительные зоны и характерных представителей растительного и животного мира, особенно подлежащих охране; приводить примеры природоохранной деятельности; давать комплексную физико-географическую характеристику природных объектов.

Задача экологического содержания

Раздел 3. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы

Урок 57. Природные условия, жизнь и здоровье человека.

7

Учащиеся должны объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей, на изменение природы под влиянием деятельности человека, значение географической науки в изучении и преобразовании природы, а также приводить соответствующие примеры.

Задачи экологического содержания

Урок 58. Изменение природы под влиянием деятельности человека.

8

Практическая работа. Ролевая игра – Строительство ГЭС.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Разделы