Методика использования элементов географического прогнозирования школьников на уроках географии в условияхпедагогического эксперимента

Педагогика » Географическое прогнозирование как элемент экологической подготовки школьников при обучении курсу География России » Методика использования элементов географического прогнозирования школьников на уроках географии в условияхпедагогического эксперимента

Страница 4

Во второй теме «Внутренние воды и водные ресурсы» урока «Водные ресурсы. Загрязнение поверхностных вод. Пути решения экологических проблем» учащиеся сначала называли и показывали крупнейшие реки, озера; используя карту, давали характеристику отдельным водным объектам; оценивали водные ресурсы. В завершении им была предложена одна из разработанных нами задач экологического содержания направленная на закрепление материала и создания у учеников представления о роли и уязвимости экологии водных объектов - установлено, что 1 тонна нефти разлитой на водной поверхности, образует нефтяное пятно площадью 6 км2. Какую площадь акватории покроет нефтяное пятно в случае аварии нефтеналивного судна тоннажем 5000 тонн?

Другие задания.

Определите и проанализируйте причины и последствия изменения человеком речного стока на территории Восточно-Европейской равнины.

Ход работы:

По физической карте Европейской части России установить, в какой части Восточно-Европейской равнины сосредоточены крупные водохранилища (центр и юг Восточно-Европейской равнины);

По политико-административной карте установить в какой части Европейской территории России сосредоточены крупные города (Центр и Юг);

Объясните причины сосредоточения водохранилищ в центральной и южной частях Европейской территории России. (Потребность в воде крупных и промышленных городов).

Примерами задач экологического содержания являются следующие задания:

Определить потребность в воде для современного города с населением в 1 млн.человек.

Дано: город с населением 1 млн. человек потребляет около 0,5 млн.м3 чистой воды в сутки. После очистки перед сбросом в водоемы стоки должны быть разбавлены в 20-кратном объеме чистой воды.

Найти: какой объем воды потребуется городу в течении года для разбавления сточных вод? (Примерно 3,6 км3/год).

Сравните с годовым стоком р. Нева.

В теме 4 «Почвы и почвенные ресурсы» важная роль была отведена уроку «Почвенные ресурсы России. Пути сохранения плодородия. Проблемы рационального использования» в ходе которого почва рассматривалась как рыхлый плодородный слой горных пород. Отмечалось также, что это среда обитания живых организмов и экологический фактор. Учащиеся называли факторы почвообразования; используя карту, называли типы почв и их свойства; приводили примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов. В конце урока была организована практическая работа в виде разработанной нами задачи экологического содержания направленная на понимание учениками времени, которое затрачивает природа на воссоздание небольшого слоя плодородного слоя - известно что для воссоздания 1 сантиметра плодородной почвы требуется около 100-450(для чернозема) лет. Рассчитайте сколько лет потребовалось природе для создания почв в Центрально-Черноземном районе России, если известно, что в некоторых областях глубина залегания чернозема составляет 1,5 метра.)

На уроке «Своеобразие растительного и животного мира России. Биологические ресурсы. Проблемы охраны и восстановления растительного и животного мира» по теме «Растительный и животный мир» ученики объясняли разнообразие растительных сообществ на территории России, приводили примеры; объясняли видовое разнообразие животного мира; называли меры по охране растений и животных. Урок заканчивался проведением групповой формы работы направленной на формирование у учеников понимания важности и взаимной зависимости животных в пищевой цепочке, что изменение численности одних животных сказывается на численности всех популяций животных живущих на конкретной территории. Определить каким образом скажется уничтожение животных представителей нижних этажей пищевой цепи на численность животных представителей высших этажей пищевой цепи. Учитель делит класс на группы и каждой из них сообщает виды животных необходимые для выполнения задания). Ученики разбиваются на группы, учитель каждой группе дает свое задание связанное с определенными видами животных. По окончании работы от каждой команды выбирается один докладчик, который доносит до всех точку зрения каждой команды. Учитель в каждом случае выделяет одну, общую для все закономерность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Здоровье человека как интегративная междисциплинарная категория
По своей актуальности проблема здоровья человека считается одной из самых важных и сложных в современной науке. Понятие «здоровье» не имеет общепринятого унифицированного толкования, характеризуется многозначностью и неоднородностью содержательного состава. С ...

Содержательно-методические и технологические аспекты процесса формирования социального здоровья учащихся
Как свидетельствуют исследования, развитие в обществе будет определяться тремя факторами: высокой технологией, информативностью и интернационализацией. Поэтому главной задачей образования XXI века является создание такой его структуры, в которой сконцентриров ...

Разделы