Целью экспериментального исследования являлось подтверждения правильности выдвинутой гипотезы и педагогической эффективности разработанной методики формирования понятия «Географический прогноз». Обучающий эксперимент проводился на базе 8 классов школ № 350, 336, 572, 639, 498 г. Санкт-Петербурга в 2006-2007 гг Выравнивание условий педагогического эксперимента обеспечивалось тем, что учителя отобранных для эксперимента классов обладали большим педагогическим стажем, а классы существенно не отличались по уровню успеваемости. Кроме того, в экспериментальных и контрольных классах для наблюдения и контроля отбиралось равное количество «сильных», «средних», и «слабых» учащихся.
При проведении экспериментального обучения были поставлены следующие задачи:
Обучающие: сформировать понятие «Географический прогноз». В ходе формирования понятия показать зависимость характера природопользования от природных особенностей изучаемого природного объекта, необходимость их в учете и хозяйственной практике и пути оптимизации взаимодействия человека и природы.
Развивающие: привить школьникам умения оценивать природные условия и ресурсы с точки зрения возможности их хозяйственного использования: научить учеников выявлять региональные экологические проблемы, предвидеть основные возможные изменения природных комплексов под влиянием хозяйственной деятельности людей, определять направления рационального природопользования и охраны окружающей среды для конкретных территорий на базе использования различных источников географической информации.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе России в процессе ознакомления с сущностью экологических проблем и имеющимся опытом их решения: прививать основные навыки соблюдения правил личного поведения в природе.
Для проведения эксперимента учителям были предложены методические рекомендации к некоторым урокам по общей и региональной части школьного курса географии России. Кроме методических рекомендаций учителям были представлены дополнительные сведения по различным аспектам природопользования и охраны природы.
В процессе экспериментального обучения проводилась текущая проверка знаний и умений учащихся. Контрольные срезы осуществлялись при изучении общего, регионального разделов и раздела «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы» курса географии России. Проверка результатов осуществлялось путем проверки письменных проверочных работ.
Исходя из сущности понятия географического прогнозирования, содержания и последовательности использования его элементов в экологической подготовке школьников были разработаны методические рекомендации для изучения отдельных тем.
Раскрытие мировоззренческих идей о комплексности природы и использовании её как естественной основы существования человеческого общества осуществлялось путем оценки природных особенностей конкретных территорий с точки зрения возможностей их хозяйственного использования.
С целью развития учащимися умений оценивать природные условия и ресурсы для хозяйственного использования применялись практические и самостоятельные работы по анализу и сопоставлению физической и специальных карт; использованию текста и приложений учебника; составлению простейших схематических моделей природных комплексов; решению задач экологического содержания. Все виды работ взаимодополняли друг друга и строились на основе принципа «от простого к сложному».
Другие статьи:
Создание педагогических условий формирования экологического мировоззрения у
учащихся среднего возраста
Экологическое образование становится предметом интереса и действий международных организаций на самом высоком уровне. На глобальное, общечеловеческое значение экологического образования как главного средства конструктивного преобразования общественного и инди ...
Информатизация обучения в школе
Государство уделяет повышенное внимание задачам информатизации общества и всех его сфер, к числу которых относится и образование. Необходимость системного государственного подхода к процессу развития информатизации общества начала осознаваться в начале 90-х г ...